Литературное наследие Неплюева Н.Н.Страница 1
Сам Неплюев Н.Н. говорит о цели написания своих сочинениях и их общем содержании: «Все мои сочинения – исповедание Бога живого и Христа Его перед собственною совестью и людьми; исповедание вечной истины правды Божией, покаянный вопль за все то, что в умах, сердцах и жизни христиан затемнило понимание этой разумной и благой правды, исказило, оклеветало, оглупило и принизило до антихристианской рутины жизни ту веру, в которой я, человек с высшим образованием, изучавший историю философии, нашел удовлетворение высших потребностей ума и сердца, которую сознательно предпочел всем философским системам как наиболее разумное, наиболее благое, наиболее практически мудрое, как программа мирного прогресса на пути к мирному благоденствию народов»[21].
Неплюев Н.Н. много писал и публиковал свои идеологические статьи. Еще до революции были изданы 5 томов его сочинений. Относительно недавно, возрождая память об этом замечательном человеке, доктор философских наук, профессор Малышевский А.Ф. переиздал в Санкт-Петербурге сочинения Неплюева Н.Н., но теперь в трех томах. Это собрание сочинений посвящено 100-летию памяти Николая Николаевича Неплюева.
1-ый том собрания сочинений составляют: «Христианское мировоззрение», «Христианская гармония духа» и «Историческое призвание русского помещика», в которых Неплюев Н.Н. в основном выражает свое отношение к социально-политической и социально-экономической ситуации в развитии России второй половины XIX века, политической, экономической и социальной ответственности дворянства перед Отечеством и своим народом. Эти труды особо отражают мировоззрение автора и его религиозную философию. Здесь же Неплюев Н.Н. предлагает свою систему воспитания в духе христианско-православного патриотизма. Содержанием второго тома стали религиозно-философские работы Неплюева: «Что есть истина?» и «К лучшему будущему». В них освящены его взгляды на проблемы жизни, истины, науки, литературы, искусства, а также различные социальные институты, такие как государство, школа, церковь. В третий том вошли работы Неплюева Н.Н., собранные под общими названиями «Трудовое братство» и «Путь веры». Они касаются практического воплощения Неплюевым евангельского образа мышления в способе христианско-православной жизни Крестовоздвиженского трудового братства.
В этом «Собрании сочинений» Малышевский А.Ф. также дал и собственную оценку этому некогда забытому общественному деятелю и религиозному мыслителю – Неплюеву Н.Н.[22].
Своими мыслями Николай Николаевич привлекал огромное внимание не только русской, но и зарубежной общественности. Его имя неоднократно пестрило на страницах русских, парижских, лондонских, марсельских и других журналов и газет. Однако следует заметить, что его гораздо лучше знали и ценили заграницей, чем в России[23].
Неплюев Н.Н. переписывался со множеством людей доброй воли в России, Германии, Франции, Швейцарии, Англии, Бельгии. Число корреспондентов достигло таких размеров, что пришлось заменить письма печатными циркулярными бюллетенями, которые рассылались ежемесячно приблизительно по двести экземпляров на русском и французском языках. Во время своих частных поездок в Петербург он почти ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день вел беседы в частных домах А.С.Суворина, М.О.Меньшикова, К.К.Арсеньева, Н.Н.Кармилина и прочих собраниях интеллигенции. То же происходило и в других городах России и зарубежья[24].
Интеллигентное сообщество интересовалось Неплюевым Н.Н., не только, как публицистом и писателем, но и как устроителем особого христианского сообщества – Трудового Братства. Для современников Неплюева Н.Н. такая христианская организация была необычным явлением[25]. К примеру, современник Неплюева Лютецкий А.А. говорит, что после типичных образцов русской официальной школы, неплюевская школа представлялась совершенно необычайным явлением[26].
Другое по теме:
Источники и историография
История Русской церкви первых веков впервые заинтересовала исследователей больше века назад, и с тех пор вышло огромное количество трутов по этой теме, а тема всё ещё является малоисследованной. Данная работа основывается на работах дореволюционных, советских и соврем ...
Раннеплеменной культ (обряды посвящения)
Под этим термином принято понимать обряды и верования, которые связаны с возрастно-половыми посвятительными обрядами. В них проявляется прежде всего стихийное стремление племени к сохранению и воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установивших ...