Великий пост
Страница 1

Как утверждают церковные писания, Великий пост был установлен Апостолами в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые постились в пустыне сорок дней. Отсюда и название Великого поста — Четыредесятница. В те времена в пост были запрещены мясо и вино, хлеб и овощи были разрешены. На Востоке в XII веке постными считались даже рыба и некоторые водоплавающие.

Велики Пост - самый продолжительный и самый строгий из всех многодневных постов. Он требует особой подготовки, которой посвящена неделя накануне поста — мясопустная неделя или Масленица. Уже на этой неделе следует отказаться от мяса, хотя пост еще и не начался. Остальные продукты животного происхождения — молоко, яйца, жир — есть можно. В первые два дня поста установлена высшая степень воздержания, следует полностью воздерживаться от пищи, особенно в Чистый понедельник. На второй день пьют воду, едят хлеб и соль. На третий день можно выпить немного компота, на пятый — сварить кашу из гороха или риса с добавление меда или изюма. В пятницу первой недели можно есть только коливо (вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром). В субботу и воскресенье можно есть обычную постную пищу с растительным маслом. Последняя неделя поста — Страстная седмица — отличается особой строгостью.

Во все дни поста запрещается курить и пить алкогольные напитки. Нельзя употреблять продукты животного происхождения (мясо, рыбу, молоко и яйца), сдобный (белый) хлеб, конфеты, булочки, майонез. Разрешается только растительная пища (фрукты, овощи, сухофрукты), соления (капуста квашеная, соленые и маринованные огурцы), сухари, сушки, чай, грибы, орехи, хлеб черный и серый (из муки грубого помола), кисели, каши на воде. Но и из этого скромного набора на Руси умели готовить множество не только вкусных, но и полезных блюд

Таким образом, в Великий пост практически ничего не ели, кроме овощей и хлеба. Исключением были лишь два дня — Благовещение и Вербное воскресенье, когда позволялась рыба.

У наших предков на период поста отменялись привычные увеселения, пеклись "хлебы-тужики" ("тужу по изобильной пище"). Повседневную посуду для еды заменяли "постовой", сделанной из глины.

Воздержаться в пост лучше от сильно жареных блюд, квашеной капусты, неразбавленного хрена, в праздники от копченой рыбы, т.к. в пост желудок слабеет. А после поста постепенно все приходит в норму. Главное - не набрасываться на еду, а то бывает так, что хочется всего и сразу. Хотя бывает и наоборот - не хочется выходить из поста .

На Руси для детей всегда действовало следующее правило: они постились только в первую и последнюю неделю поста - Страстную Седмицу, когда вспоминают смерть Христа на кресте. Сейчас родители, заручившись одобрением батюшки, сами определяют постное меню для ребенка. Чтобы не было резкого перехода от привычной еды к посту, ему предшествуют три подготовительные недели - Постная Триодь, когда исключают из рациона скоромные продукты.

Так что же ели и пили наши предки «в дни печальные Великого Поста». Вот что пишет по этому поводу Шмелев:

В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной . мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва . А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам . а кутья с мармеладом в первую субботу, какое - то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а .

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Причины круговорота бытия
Источников страдания два: омраченные действия и скверны. Скверны определяются как периферийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из шести основных сознании [глаза, уха, носа, языка, тела и ума]. Однако когда проявляется какой-либо из оскверняющих фа ...

Разбор мест творений прп. Симеона, говорящих, по-видимому, о сущностном соединении с Богом
С другой стороны, некоторые места творений прп. Симеона как будто бы говорят об обратном, то есть о том, что человек соединяется с Богом по сущности. Например, в гимне 49-м Симеон утверждая, что, соединяясь с Богом, он становится большим Ангелов, говорит: «…Если ты не ...