Идолопоклонство
Страница 1

Материалы » Идолопоклонство » Идолопоклонство

Идолопоклонство (от греч. видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса - бога вина и веселья, Афродиты - богинини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.

В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким "похотям", идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений [1]. Идолослужением апостол называет, например, страсть к богатству, "любостяжание" (Кол. 3:5), чревоугодие ("их бог - чрево" - Фил. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец - ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: "Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия" [2].

Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: "Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство" [3].

Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, "не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: "Не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6:24).

Слово «идол» во всех словарях обозначает мнимое, ложное, выдуманное человеческим разумом божество. А идолопоклонники - люди, ложно и фанатично идолу поклоняющиеся и не желающие разобраться в своем ошибочном и неразумном стремлении поклоняться, подчиняться, лишающие себя свободы, дарованной нам Богом.

И еще идолопоклонство можно было бы назвать продуктом цивилизации, приглаженным и причесанным, приспособленным и подогнанным под современные условия. Ведь первая картинка, встающая перед нашими глазами, когда мы говорим об идолах, - это Африка и многие ее племена. К нам эти идолы не имеют никакого отношения, думает современный человек, и частично он прав. Идолы Африки от нас очень далеки, но стремление поклонения идолам очень живуче во многих современных и образованных людях. В данном случае образование играет малую роль, потому что за любым идолом скрывается отец лжи, диавол, а он более образован и грамотен, чем любой академик и профессор. Но нас защищает и поддерживает Бог. А если такой поддержки нет, обмануть можно любого человека. Простой попадается на простом обмане, ученый - на более сложном. Можно, конечно, обмануть и православного человека, но с ним диаволу труднее, православный защищен Церковью, Божественным законом и древними каноническими правилами. Более всего защищает Церковь своей жизнью, таинствами и учением. Человек всегда имеет возможность сверить свои поступки с учением Церкви, свою жизнь - с жизнью праведников: как они жили, поступали и к чему стремились. А современная оторванность многих от Православной Церкви открывает огромные возможности для появления новых идолов. Суть же их прежняя, старая - заманить внешней привлекательностью, внешним содержанием, представить вид истины, которая поможет в жизни. А то, что это ловушка, человек разберется не скоро, а многие и не захотят разбираться. Однажды попавшись, не будут ничего делать, а только защищать своих идолов, свои ошибки.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Христология
Как считает архимандрит Киприан (Керн), учение Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: « И Слово стало плотью»[20]. Соперничавшая с александрийской антиохийская ...

Проблемы Коринфской церкви. Разделения (1:10 – 4:21)
Служение в Коринфской церкви могло стать испытанием для любого пастора! Ее члены часто ссорились, были недисциплинированны и терпимо относились к греху. В Церкви были группы, которые разделялись по своей приверженности к Павлу, Аполлосу и Кифе и отличались пагубной ск ...