Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном -
возникновение религииСтраница 2
У австралийцев существовала одна из древнейших форм религии - тотемизм: вера в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемом - определенным видом животных, растений и др. Тотемизм отражал связь людей с окружающей их естественной средой, причем связь эта осознавалась как кровнородственная, наиболее близкая человеку той эпохи. Эта форма религии, заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Считалось, что магические обряды способствуют размножению тотемных животных. Чуринги - каменные и деревянные пластинки, покрытые символическим орнаментом, считались таинственным двойником человека, связывавшим его с предком-тотемом. Жизнь и благосостояние людей ставились в зависимость от сохранности чуринг. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.
Значительное место в религии австралийцев занимала вера во вредоносную магию. Незнание истинных причин болезней и смерти заставляло людей давать этим явлениям сверхъестественное объяснение, рассматривать их как результат колдовства. У племен Центральной Австралии в обрядах вредоносной магии употреблялась «кость смерти». Считалось, что достаточно нацелить острие кости в сторону врага и произнести соответствующее заклинание, чтобы убить его. Вера в силу магии была огромна, один вид «кости смерти» повергал людей в ужас. Основным источником веры во вредоносную магию были межплеменная отчужденность и вражда.
Способы погребений у австралийцев были разнообразны и зависели от пола, возраста и общественного положения умершего. В знак траура родственники умершего окрашивали свое лицо и тело, носили особые головные уборы и украшения. Австралийцы верили, что души умерших людей могут переселяться в камни, деревья и пр., а затем вновь воплощаться в новорожденных детях. Идея переселения душ позднее отразилась во многих религиях.
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки - встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.
Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.
У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верующие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умерших и духи природы. Центральное место в религии народов Меланезии, занимает культ предков. Веря в покровительство предков, сородичи изготовляли их изображения (они представлены в экспозиции), сохраняли черепа и кости умерших. Культ предков - широко распространенная форма первобытной религии; он является фантастическим отражением кровнородственных связей общества, а также власти родовых и семейных старейшин.
Другое по теме:
Священные книги зороастрийцев
· Гаты (Песнопения);
· Ясна (Книга ритуала);
· Яшта (Книга гимнов);
· Вендидад (Кодекс против дэвов);
· Висперад (Книга обо всех высших существах);
· Нийайишн (Молитвы);
· Гах (Молитвы);
· Хорд (Ежедневные молитвы);
· Хадохт Наск (Книга писаний);
· Аокмаэга ( ...
Выводы о зависимости формирования ценностной ориентации от уровня образования
Очевидно, что в процессе образования человек усваивает не только определенные знания, но и различные ценности. В первую очередь, им усваиваются наиболее устоявшиеся базовые ценности той субкультуры, к которой он принадлежит. Однако, чем более серьезно получаемое образ ...