Дзен-буддизм в СШАСтраница 2
Именно в это время в местах наибольшей концентрации хиппи (Сан-Франциско, Калифорнии и т.п.) стали появляться «пророки», проповедники, религиозные кофейни, чайные, читальни. Миссионерская деятельность новых пророков имела столь ошеломляющий успех, что уже очень скоро возникло множество мест, где можно было услышать библейское слово и «напрямую пообщаться с богом». Затем дети Иисуса двинулись в университетские кампусы. Началась полоса религиозных митингов, массовых празднеств, коллективных молитв. К началу 70-х гг. было уже около 2 тысяч «точек», где «агитировали» за Иисуса. Следующим этапом были читальни и дискуссии на христологические темы. Моления, собрания, празднества, фестивали предназначались для массового обращения «заблудших». Как отмечал А. Тоффлер в 1970 г.: «Дзэн, йога, спиритические сеансы и колдовство стали популярным развлечением . Экзистенциалистские оракулы присоединяются к христианским и индуистским гуру в восхвалении мистического и эмоционального в противоположность научному и рациональному».
Пророками-проповедниками, как правило, становились либо те, кто, имея церковное образование, по тем или иным причинам отходили от традиционных религий (например, Берг, создатель секты «Дети Бога»), либо те, которые вдруг услышали «глас господен» (например, Тони и Сью Аламо[4], кореец Сан Мен Мун.). Пророки, или проповедники, играли на самых нежных струнах человеческой души: любви, семьи, дружбы, справедливости, свободы. На вооружение они брали многое из мироощущения хиппи и сочетали это с верой в бога. К примеру, свобода в пониманий хиппи— это отказ, бегство от реального мира внутрь самого себя путем так называемого «видения», то есть самоуглубления с целью постижения мира «сейчас», «здесь», мира как конкретно-чувственной реальности и в то же самое время мира, как всех возможных принципов мироустройства. Хиппи достигали этого с помощью наркотиков. В секте же этого достигали путем изнурительного многочасового повторения молитв. Аналогично коммунам хиппи создавались и секты (коммуны) «новых христиан». Подчеркивалось и столь созвучное молодежному движению, но слегка измененное положение, что социальная революция не только не нужна, но даже вредна; что изменить мир можно лишь с помощью новой морали. Если все поверят в Иисуса, оценят его слово, станут соблюдать его заповеди, то общественные отношения преобразуются сами собой: искоренится зло, устранится вражда, стихнут недобрые страсти. А из этого делался вывод, что революция — это именно усиление веры во Христа.
И так как первоначальная ставка была на хиппи, а темы поднимались волновавшие большинство бунтовавшей молодежи, да к тому же вокруг нетрадиционных молодежных религий шумиху подняли средства массовой информации, фактически давшие им рекламу и превратившие их в моду, то вскоре в США возник новый религиозный бум. Хотя нравственные требования приверженцев новых религий и были нередко расплывчаты и зыбки, хотя молодые люди и понимали свою веру как способ одухотворения мира, хотя их этика и не поддается четкому содержательному выражению, это все же было религиозно-этическое течение, поскольку в его основании была именно этика, дававшая выход на религию. То есть религия была средством решения морально-этических проблем. Именно через потребность в смене официальной морали их общества, за отсутствием другого способа достичь этого, молодежь пришла в религию. Вернее сказать, ей помогли это сделать. И верить в бога они стали не ради самого бога, а во имя изменения взаимоотношений между людьми в жизни, во имя построения этих взаимоотношений на основе любви, равенства, братства. В описываемый период в США было в основном два крупных направления в молодежных нетрадиционных религиях:
♦ неохристианское (в рамках «Движения людей Иисуса» или «Иисус-
♦ революции»)
♦ восточное.
Из восточных культов наибольшее распространение получили: дзэн-буддизм (или битнический, вульгарный буддизм), движение Хари Кришна и Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги. В рамках неохристианских молодежных религий можно отметить само «Движение людей Иисуса», секту «Дети Бога» Давида Берга.[5] Далее мы вкратце рассмотрим дзен-буддизм.
Целью является не мировоззрение, а способность созерцать мир в его сиюминутном проявлении, быть готовым отказаться под влиянием новых наблюдений от суждений, сделанных в предшествующий миг.
Если расцвет движения Хари Кришна и Трансцендентальной медитации в США начался в 70-е гг., то «мода» на дзэн-буддизм в молодежной среде возникла ещё50-е гг. Поборниками дзэн-буддизма вначале были битники. Битнический дзэн был сложным явлением. Им объяснялись и капризы (в искусстве, литературе и жизни вообще), и очень действенная социальная критика, и «распахивание Вселенной» (явное в поэзии Гинзберга и Снайдера, и неявное в творчестве Керуака). Потом в 60-х гг. дзэн приобрел приверженцев и среди хиппи, и среди «новых левых». Поклонников его хватало и в 70-х, и в 80-х, и в 90-х гг.
Другое по теме:
Эпоха Второго Храма
Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.).
Период истории иудаизма со II в. до н. э. по VI ...
Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ
«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)
Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с ра ...