Современные воскресные школы
Страница 5

Прежде всего, очевидно, что количественный рост воскресных школ должен смениться этапом их качественного роста. Посещение храма и участие в церковном богослужении само по себе не делает человека лучше. Чаще всего подростки не чувствуют подлинного духовного смысла молитвы, Божественной литургии и церковных таинств. Потребность в духовном общении со Христом, стремление уподобиться Ему как высочайшему нравственному идеалу нередко остается за пределами духовного разумения молодежи.

«Легко научить детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше пропустить младших, уступить место. < .> Приятно видеть таких воспитанных детей. Но это совершенно не означает, что они при этом живут духовной жизнью, что они по-настоящему молятся Богу, что они ищут общения с Богом»,- пишет ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института профессор протоиерей Владимир Воробьев, по наблюдению которого, многие ученики воскресных школ, достигшие подросткового возраста, теряют устойчивый интерес к Православию и, к сожалению, уходят из Церкви.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской епархии, размышляя о сегодняшнем дне воскресной школы, считает, что отсев учеников из воскресных школ и нецерковное поведение многих из тех, кто в них остается, имеют общие причины, и также неистребимы из жизни церковной школы, как неистребимы человеческими усилиями страсти в душе человека. Бесстрастие – чудо Божие, а не только плод человеческого подвига. Так же и церковно-приходская воскресная школа, в которой много детей, и все они радуют педагогов своим нелицемерным благочестием, - это чудо Божие, и о нем неполезно мечтать.

Теплая семейная обстановка, милые преподаватели, интересные уроки, веселые праздники и подготовка к ним, паломничества, участие в богослужениях – все это для большинства детей не является достаточной причиной для регулярного посещения занятий. Всегда находится что-то, ради чего можно прогулять воскресную школу или вообще перестать в нее ходить.

Руководители воскресных школ должны понимать, что они лишь соработники Бога на своем поприще, истинным же совершителем тайны перерождения человеческой души является Господь.

Осознавая особую ответственность, преподаватели воскресных школ, призваны быть особенно внимательны и требовательны к собственной внутренней жизни. Приведем слова протоиерея А. Владимирова - настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе, духовника православной гимназии "Пересвет", члена Союза писателей России: "…приступая к воспитанию и образованию детей, мы должны исповедовать истину Христа: "…без Меня не можете делать ничего (истинно доброго – протоирей А. Владимиров)" (Ин.15,5). А значит, только со Христом в сердце и в устах мы преуспеем в нашем святом деле".

Справедливости ради стоит сказать, что к идее формирования воскресной школы как некой семейной среды, автономно пришли руководители воскресных школ и при других храмах. Например, в воскресной школе при храме в честь иконы Божьей Матери "Живоносный Источник" в Царицыно впервые обратились к разработке и практической реализации концепции "Семейной воскресной школы". В настоящее время школа входит в структуру особой общественно-религиозной организации, получившей название Православный центр "Живоносный Источник". Центр создан по благословению Патриарха и выполняет свое служение по нескольким направлениям. Вот основные из них:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Жизненные ценности руководителей ЕХБ России
Несомненным, и вполне ожидаемым лидером, в ценностной ориентации руководителей церквей ЕХБ оказались ценности из 7 фактора (духовность и нравственность). Они расположились в порядке убывания значимости следующим образом: А1(посвятить свою жизнь Богу), А44(жить духовно ...

Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру
Искусство, выражающее дзэн, является для нас прямым и непосредственным способом его восприятия. Это особенно верно еще и потому, что искусство, порожденное Дзэн, не столь символично, как другие произведения буддизма и “религиозного” искусства в целом. Излюбленные объе ...