Области и направления изучения религий. Религиоведение и теология
Страница 1

Материалы » Области и направления изучения религий » Области и направления изучения религий. Религиоведение и теология

Обучающиеся в государственных, ведомственных, муниципальных и иных учебных заведениях Российской Федерации специалисты знакомятся с религиями и их проявлениями в обществе в разных дисциплинах, например, в философии, праве, этике, истории, социологии, культурологии. Однако преимущественно и целенаправленно их изучают на курсах религиоведения и теологии

. Эти два направления, при некотором внешнем сходстве, заметно различаются по существу.

Термин «религиоведение

» предполагает некое знание (ведение) обо всех религиях. Однако сотрудникам правоохранительных органов необходимо помнить о том, что в силу исторических причин в религиоведении подчас это знание имеет не научные, а эзотерические, оккультно-мис­ти­ческие или атеистические основы.

В свою очередь, термин «теология

» происходит от соединения двух слов: «Теос» – Бог, и «логос» – понятие, мысль, разум. Таким образом, теологию можно определить как науку о Боге или божественном.

Кроме того, как в религиоведении, так и в теологии имеются две области: первая – светская, внерелигиозная, секулярная или профанная (называемая иногда внеконфессиональной), а также вторая – сакральная или религиозная (зачастую именуемая конфессиональной).

Так как светское религиоведение делает преимущественно упор на сугубо материалистическое или оккультно-мистическое понимание всех религий и их источников, то внутренние противоправные духовные особенности деструктивных культов остаются не выявленными. Материалистическое религиоведение исследует религии как бы извне

, в некоей эволюции ее внешних форм, попутно считая ученого – религиоведа якобы нейтральным относительно любых вероучений, что не соответствует действительности. В свою очередь, оккультно-мистическое религиоведение концентрирует свое внимание на эзотерических средствах и методах религий, потоке некоего универсального и многообразного духовного опыта, игнорируя несовместимые между собой сущностные (духовные, онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, правовые и этические) различия вероучений.

Светская теология, в связи с меньшими по сравнению с исторически сложившимся религиоведением негативными внутренними установками к сакральности и святости как таковым, подходит к этой проблеме шире и глубже. Она открыто привлекает непосредственные религиозные источники, учитывает духовные знания, взгляды и опыт самих религий. Светская теология активно использует методологию изучения религий изнутри

их, принимая как объективный факт принадлежность к той или иной вере любого человека, в том числе каждого религиоведа и теолога. Это облегчает выявление той деструктивности в соответствующих культах, которая вытекает из сущности их вероучений.

Кроме того, имеются религиозные теологии, свои во всякой конкретной религии, признающей или существование единого Бога (монотеистические религии), или многих богов (политеистические религии). Необходимо отметить, что по отношению к религиям, отрицающим существование божественности и божественной святости, термин «теология», вообще говоря, не корректен.

Теология, как и религиоведение, и наука в целом, начала свое существование с глубокой древности. Однако подлинное самоосознание, глубокое развитие и оформление она приобрела в так называемые «средние века». Это время характерно возникновением принципиально нового взгляда на личность, сделавшего, в частности, невозможным рабство. Появившееся в конце рабовладельческих веков христианство рассматривало человека как созданного по образу Божьему, то есть имеющего ценность, превышающую весь внеличностный мир (подобное отношение к человеку невозможно в иных древних языческих религиях). Средневековая теология использовала крупнейшие астрономические и иные открытия ученых того времени. Современная теология также активно совершенствуется, опираясь на достижения всех наук, независимо от их отношения к религии. Светская область и религиозные области теологии критически исследуют и обогащают друг друга.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Основы формирования доктрины оправдания верой М. Лютера. Основные религиозные идеи реформаторов.
Для того, чтобы иметь возможность понять сущность реформационных процессов, проходивших в нач. 16 в. в Европе, необходимо значительное внимание уделить рассмотрению религиозных идей, легших в основу Реформации. Без этого изучение истории возникновения и развития проте ...

Патриархальный семейно-родовой культ предков
Под этим определением принято понимать поклонение умершим прародителям и сородичам, веру в то, что умершие предки покровительствуют своим живым потомкам, и умилостивительные обряды, устраиваемые в их честь членами рода и семьи. Первоосновой данного культа является ...