Нагуализм
Нагуализм – культ личных духов-покровителей. Он является выражением распада общинных связей, выделения отдельной личности в хозяйственной сфере. Существенными чертами нагуализма являются индивидуальное отношение человека к миру, приобретение им личного покровителя (животного или растения), второстепенное значение общеплеменных норм, обрядов и верований. Отдельная личность постепенно высвобождается из-под общинной опеки, но чувствует слабость перед окружающим миром. Отсюда образ личного покровителя, стремление приобрести его любыми способами, вплоть до изуверских самоистязаний. Наиболее известным шокирующим обычаем являетсяманданский, который состоит в подвешивании юношей на ремнях, продетых под кожу и мускулы, причём испытуемый должен висеть до тех пор, пока не узнает образ своего покровителя в чудесном видении. Иногда приобретение личного покровителя достигается более мирными способами: он является человеку просто во сне.
Корни его следует искать в индивидуальном тотемизме. Но с формальной стороны есть видоизменённая система инициаций, так как приобретение личного покровителя считалось признаком зрелости. Человек мог просто увидеть его во сне, но в некоторых случаях он добровольно истязал себя, чтобы вызвать бредовое видение и в нём узнать своего духа. Нагуализм сближается также с шаманизмом и системой тайных союзов. [1]
Пережитки этой формы религии содержатся в мифологических системах развитого типа. Античному миру было знакомо почитание личных божеств. У греков такое значение получил образ демона, известно, что Сократ ссылался на внушения своего демона, побуждающего его искать истину. В христианстве отголоском той же системы представлений является вера в ангелов-хранителей.
Другое по теме:
Дао дэ цзин и путь Дао
«Дао дэ цзин» («Канон дао и дэ») — основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао-цзы» по имени предполагаемого автора Лао-цзы. По мнению ученых, «Дао дэ цзин» окончательно сложился в 4— 3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского учен ...
Древняя Индия
РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке.
В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало – особенность религиозных и мифологических воззрений древн ...