Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социальной общности народов
Страница 2

Материалы » Цивилизация ислама » Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социальной общности народов

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых является четвертый халиф Али и его последователи. Вмести с тем, шииты имеют собственное "Священное писание" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.

Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.

Руководят религиозной жизнью общин как в суннизме, так и шиизме - муллы. Самых авторитетных и почитаемых духовных лиц, ученых-теологов в шиизме называют" аятолла"(божественное знамение), а высшее звание в шиитской ветви ислама-"великий аятолла"(отражение Аллаха). Суннизм и шиизм в свою очередь не представляют собой целостной сплоченной организации и единого вероисповедания. В их рамках существуют различные направления и потоки. Особенно большое количество направлений существует в шиизме.

В России большинство мусульман принадлежат к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Северного Кавказа.

Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратится в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый "мусульманский мир", с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явилась арабизация. Можно даже сказать, что арабизация - неотъемлемая часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски и переводить его запрещалось. Волей - неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике. В средние века знание арабского языка давало человеку многочисленные преимущества. Поскольку арабский язык на территории халифата являлся средством общения, то его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д. Историки свидетельствуют, что в средние века быстро развивающаяся арабо-мусульманская культура на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и культурные центры христианской Европы. Широко известны заслуги перед мировой культурой таких мусульманских мыслителей, как Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина (Авиценна) (XI в), Ибн-Рушд (1126-1198) и др.

В связи с упадком арабской государственности влияние мусульманской культуры на мировую цивилизацию ослабло. Эпоха колониализма сопровождалось борьбой христианства с исламом. В какой-то степени эта борьба привела к ослаблению позиций ислама. В некоторых странах ислам был вытеснен с позиций государственной религии. Так например, Турция, Египет были объявлены светскими государствами. Однако ислам в большинстве стран традиционного распространения продолжает играть огромную роль в качестве религиозного вероучения, формы социальной организации и культурной традиции.

В настоящее время в религиоведение и политологии широко распространяется концепция "мусульманского возрождения". Это возрождение объясняется рядом причин. В качестве таких причин выдвигается и относительная молодость ислама. Утверждается, что ислам - самая молодая мировая религия, он ещё не исчерпал своих потенций, сохранил жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея "завершения пророчества".

Идеи "панисламизма" получили практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа - Всемирный Исламский Конгресс(1926 г). В настоящие время значительным влиянием обладают сформированная в 1962г. "Лига Мусульманского мира" и наиболее представительное объединение на правительственном уровне "Организация исламской конференции" (основана в 1969 г).

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Общий характер религии австралийцев
Подводя итоги обзору религии австралийцев, можно отметить, прежде всего, что в ней очень отчетливо отразились те хозяйственные и социальные условия, в каких живут австралийцы; их тотемическая система — как бы надстройка над охотничьим и собирательским хозяйством австр ...

Вторая эпоха контактов (1450-1250 г.г. до Р.Х.)
Деятельность пророка Моисея можно отнести, вероятно, к периоду с 1450 по 1250 г. до н.э. 1450 г. до н.э. - это геологически установленный факт катастрофического извержения вулкана Санторин (впрочем, были извержения и ранее, но менее катастрофические), послуживший прич ...