Взаимоотношение государственной власти и ислама в Российской Федерации
Страница 7

Материалы » Влияние СМИ на формирование общественного мнения в отношении мусульман » Взаимоотношение государственной власти и ислама в Российской Федерации

С 1994 года в рамках государственной программы «Голос России» дважды в неделю в эфир выходит часовая радиопередача «Исламская волна». Темы этой передачи — Коран и его толкование, новости уммы, основы шариата и мусульманской этики, история арабо-мусульманской культуры, уроки классического арабского языка, корано- и хадисоведения, история ислама и его распространения в России. Параллельно на «Радио России» уже более десяти лет по пятницам выходит программа «Сайт ул-Ислам» («Голос ислама»). Помимо сообщений информационного и просветительского характера, литературных чтений и репортажей, радиопортретов современных мусульман, программа включает в себя регулярные конкурсы слушателей.

На телеканале «Россия» 15 февраля 2002 года появилась новая пятнадцатиминутная передача «Мусульмане», посвященная традициям и культуре мусульманских народов России (она сменила в эфире прежнюю программу «1001 день»). Передача состоит из трех-четырех сюжетов и сопровождается комментариями ведущей Динары Садретдиновой, выпускницы столичного ГИТИСа. Кроме того, в практику телеканалов — в том числе и центральных — с недавних пор входят трансляции моления во время праздника Курбан-байрам в московской Соборной мечети. Таким образом, электронные СМИ федерального уровня уже прервали многолетний заговор молчания в отношении российского ислама, хотя «мусульманское присутствие» на радио- и телеканалах пока еще незначительно.

Но основания для оптимизма все-таки имеются. Настоящий бум переживает сегодня самое универсальное и ориентированное на молодежь средство коммуникации — исламский Интернет. Крупнейшие его порталы — muslim.ru, islam.ru, koran.ru, ansar.ru, islamnews.ru и т. д. — имеют общероссийское значение. Региональные исламские учебные заведения, издательства, просветительские общества, СМИ также завели собственные вэб-странички. По Интернету мусульмане могут знакомиться, получать ответы на житейские вопросы, уяснять для себя подробности исламского вероучения. Практическая анонимность общения между мусульманами и не мусульманами на сетевых форумах, где обсуждаются проблемы ислама в современном мире, обеспечивает необходимый уровень откровенности.

Между тем, если на федеральном уровне во взаимоотношениях между властями и религиозными организациями можно увидеть положительные результаты, на местном уровне до сих пор существует очень много проблем. Ущемляются права многих мусульман. По сути, получается двоякая ситуация: государственная власть говорит о свободе вероисповедания, а на местном уровне это не обеспечивается.

Так закон «О противодействии экстремистской деятельности» подразумевает публикацию официального списка материалов, запрещенных на территории России. Как пояснили юристы, с недавних пор наличие даже одной книги из этого документа, также как оружия или наркотиков, – при определенных условиях уже может быть формальным поводом для возбуждения дела. Ранее каралось только распространение, причем достаточно сурово.

Правда, пока жесткого наказания хранение не повлечет. Скорее всего, человек, у которого найдут один экземпляр запрещенной книги, отделается административным наказанием, но, если судья в силу каких-то причин сочтет необходимым, могут последовать и более серьезные меры, вплоть до лишения свободы. [9,C.402]

Некоторые книги, раздаются русскоязычным паломникам в хадже; другие в свое время распространялись многотысячными тиражами бесплатно официальными мусульманскими структурами в мечетях России, речь идет, прежде всего, о работах Нурси или книгах типа «Личность мусульманина» Мухаммада Али аль-Хашими. Понятно, что они имеются у десятков, если не сотен, тысяч людей по всей стране.

Это не говоря уже о том, что многие книги об Исламе в списке экстремистской литературы названы без указания авторства и каких-либо выходных данных, что дает широкий простор для «антиэкстремистского» творчества.

Но это одна сторона медали. На другой стороне - то, что большинство мусульман РФ даже представления не имеют о том, что какие-то книги из их библиотеки запрещены, а хранение их, даже если это делается в целях опровержения того, что там написано, может привести за решетку. По телевидению об этом не говорят; в мечетях списки не оглашают; «Российскую газету» из мусульман мало кто читает; Интернетом пользуются тоже далеко не все, особенно в регионах.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Отличительные особенности культов и сект
Существует три основных критерия, по которым определяется учение той или иной религиозной группы или организации: 1) Отношение к Библии, 2) Отношение к Иисусу Христу и 3) Отношение к спасению. ...

Принципы (морфологической) классификации религий
Что должно быть положено в основу морфологической классификации религии? Большинство классификаций существующих в литературе, основываются обычно на таком признаке, как само содержание религиозных представлений, или , иначе говоря, объект религиозного поклонения. Само ...