Англиканская церковьСтраница 1
Англиканство представляет собой объединение католицизма, лютеранства и кальвинизма. История английской церкви началась со стремления английской короны избавиться от влияния папства. Еще за несколько веков до Реформации в Англии постепенно назревала оппозиция церковному владычеству Рима. Эта оппозиция возросла на почве национальной и экономической: англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископа во внутренние дела страны, чрезмерными претензиями Пап на руководство делами чисто светского, политического характера, чрезмерными денежными поборами и доходами клира, распущенностью духовенства. Наряду с политико-экономической оппозицией нарастала и религиозная, на почве уклонения римской церкви от апостольской традиции, как в учении о вере, так и в церковном управлении и жизни.
Наиболее популярным выразителем этой оппозиции был - Виклеф (1324-1384). Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в XVI в., теперь уже с континента, в эпоху Лютера. Поводом для преобразования римской церкви в Англии послужил бракоразводный процесс
короля Генриха VIII (1509-1547) с королевой Екатериной и женитьба на Анне Болейн. Папа не разрешил развод Генриха VIII, опасаясь прогневать германского императора Карла V, которому жена короля, Екатерина Арагонская, приходилась теткой.
При энергичной поддержке нации Генрих VIII заявляет о непризнании власти Папы на территории английского королевства. Но, отвергнув власть римского престола, король и его окружение отстаивали собственные интересы, а развитие событий с участием народа требовало удаления самих принципов, на которых покоилась папская власть, и создания форм религиозной жизни. В 1536 г. король Англии, от имени парламента, обнародовал десять членов вероучения в качестве символической книги англиканской церкви. Этот документ преследовал цель примирить католиков и протестантов, так как к этому времени страну наполнили континентальные реформисты, и спор между сторонниками Реформации и латинянами разгорался все сильнее. Протестанты требовали не только окончательного разрыва с Римом, но и ускоренного проведения реформы церкви.
Символическая книга англиканской церкви (в десяти членах) предлагала следующие нововведения:
Ø Из семи таинств оставить только три: крещение, покаяние, причащение. (Причем в покаянии, в отличие от лютеран, сохранялась устная исповедь, а в причащении не отменялась вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа;
Ø установить новую форму поставления епископов;
Ø принять учение об оправдании человека верою, но с признанием необходимости совершать добрые дела для спасения);
Ø отменить почитание икон, но в храмах иконы, как возбуждающие благочестие, сохранить;
Ø почитать святых и осуществлять при богослужениях целование Святого Креста;
Ø признать верной идею о чистилище, но отменить индульгенции как кощунство;
Ø священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Но и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский престол Эдуарда VI была издана "Книга общих молитв", в которой излагались основные положения богослужения по новым правилам, а в 1552 г. издается и само новое исповедание веры уже в 42 членах. Обнародование "Книги общих молитв" в 42 членах вероисповедания навеяло в стране сильную католическую оппозицию и массовое восстание. В 1555-1558 гг. не прекращались кровавые столкновения католиков и протестантов. Королева Елизавета (1558-1603), пытаясь примирить враждующие стороны, выбрала средний вариант между требованиями крайних протестантов и домогательствами католиков. Для этого она потребовала пересмотреть "Книгу общих молитв", а также содержание 42 члена нового вероисповедания. Завершена эта процедура была только в 1571 г., когда парламент утвердил новое вероисповедание уже в 39 членах. В итоге английские христиане получили сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма, с ярко выраженной антипапской тенденцией. В вероучении англиканской церкви, изложенном в 39 членах, как для духовенства, так и для мирян, содержатся:
Другое по теме:
Аравия до ислама
Завоевавшие сасанидский Иран, восточные провинции Византии и множество других стран и народов арабы были выходцами из Аравии, этого гигантского пустынного полуострова, где издревле обитали многочисленные семитские племена, с которыми народы Ближнего Востока были хорош ...
Сочинения
Наиболее известными из сочинений Августина является "De civitate Dei" ("О граде Божьем") и "Confessiones" ("Исповедь"), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractati ...