Протестантизм
Страница 2

Лютер написал 95 тезисов,

в которых обосновал вред для христиан индульгенций, учения о сверхдолжных делах и о чистилище. По обычаю того времени он вывесил тезисы на воротах церкви Виттенбергского замка и вызвал Тецеля на диспут. Тогда Лютер еще не помышлял о какой-либо реформе церкви. Основная идея его тезисов - для спасения грешника требуется ею внутреннее покаяние, которое нельзя купить, заменить внешней денежной жертвой. О борьбе между Лютером и доминиканцем вскоре узнали в различных городах Германии. Многие правоверные католики сочувствовали Лютеру. На его сторону стал даже саксонский курфюрст (князь, имеющий право участвовать в выборах императора) Фридрих Мудрый. Папа сначала увидел в столкновении Лютера с доминиканцем обыкновенный, хотя и неприятный для него спор представителей разных монашеских орденов.

В 1518 г. он вызвал Лютера в Рим, но Виттенбергский университет попросил разобраться с этим делом на месте. Тогда Папа поручил уладить спорный вопрос местному кардиналу Каэтану. Однако Лютер, воодушевленный успешным диспутом, решительно выступил за реформацию церкви, не идя ни на какие уступки папству. В 1520 г. он обнародовал воззвание "К императорскому величеству и христианскому рыцарству немецкой нации", в котором призывал всех отвергнуть папство и его иго. Это воззвание мгновенно разошлось по всей Германии и увеличило ряды сторонников Реформации. Латинские богословы доложили папе Льву X, что споры вокруг тезисов Лютера и его бунтарское воззрение угрожают большой опасностью церкви. В ответ Рим издал буллу об отлучении Лютера от церкви.

10 декабря 1520 года еще недавно образцовый монах публично сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви. Это было неслыханно дерзким вызовом не только букве веры, но и власти могущественного Рима. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. В Германии его поддержали многие профессора богословия, священники, студенты, рыцари и князья. Начался раскол - формальное отделение Лютера и его последователей от римско-католической церкви. Папские легаты потеряли в Германии всякий авторитет и их критика деятельности реформаторов не находила отклика у верующих. Тем временем Лютер и его сподвижник

Мелаихтом беспрепятственно распространяли свои взгляды на то, какими должны быть основы нового понимания христианства. В 1521 г. Меланхтом ясно и просто изложил новое учение в специальном сочинении, в 1522 г. Лютер издал свой перевод Нового Завета. Новое учение во многом перекликалось с взглядами предшественников Реформации. Отвергая ряд католических вероучительных положений, Лютер отвергал и общехристианские положения.

За основу нововведений он взял убеждение в том, что слабый греховный человек своими силами не может достигнуть оправдания и спасения. Оправдывается же и спасается, он только лишь верой в Искупителя, которая есть дар Божий, и личным общением с ним. Лютер отверг все посредствующее в деле человеческого спасения: церковь, священную иерархию и ряд таинств.

В его концепции христианства не нашлось места и небесным посредникам - святым, их мощам и поклонение иконам. Отверг он и Священное Предание, признав только Священное Писание, которое доверил толковать каждому верующему лично. Тем самым в деле спасения Лютер поставил между Богом и человеком только личную веру в способность каждого христианина самому толковать и изъяснять Писание. Из традиционной триады "человек - церковь - Бог" он убрал церковь, как связующее звено между верующими и Абсолютом. Другой значимой фигурой в становлении и развитии протестантизма был Жан Кальвин. Он родился в 1509 г. в зажиточной буржуазной семье в г. Нойоне, на севере Франции. В четырнадцать лет отправлен учиться в город Бурж.

После смерти отца (1531) будущий реформатор увлекся гуманитарными науками, изучение которых II привело его в конце концов в лагерь протестантов. К 1534 г. Кальвин уже становится последовательным реформатором. В 1536 г. вышел из печати его труд "Наставления в христианской вере", который неоднократно переиздавался и дополнялся, в конце концов, превратился в обобщенное изложение всего догматического и церковного учения кальвинизма. В содержании этой работы еще мало оригинального. Автор преследовал цель - систематизировать сумму уже определившихся протестантских идей. Не человек с его страданиями и сомнениями занимал Кальвина, а восстановление истинного понятия о Боге, умаленного папизмом. К этой основной теме добавлялось и учение о предопределении, развитое в последующих изданиях.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Долготерпение
«Долготерпение» (гр. «макротумиа») – терпение, стойкость, медленность на гнев или отчаяние (Ефесянам 4:2: «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью»; 2 Тимофею 3:10: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере ...

Взаимосвязь Знания и Веры с древности до Нового времени. (X-XIX вв.)
Религия – сложнейшее явление истории культуры человечества. Пройдя на своем пути развития сотни тысяч лет, она сложилась как сложнейший духовный и культурный феномен человечества, изучение и толкование которого в настоящее время возможно только с позиций ряда научных ...