Причины раскола
Страница 2

Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западные епископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассалами Рима, управляющими соответствующими епархиями от имени римского первосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признана епископами Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии.

В 476 г. Западная Римская империя пала. На ее развалинах образовалось множество феодальных государств, правители которых соперничали между собой за первенство. Все они стремились оправдать свои притязания волей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще больше подняло авторитет, влияние и власть римских епископов. С помощью политических интриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже создать свое собственное государство- Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апеннинского полуострова. Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул Папы. Первоначально в христианстве Папами именовались все священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя он закрепился только за римскими епископами.

Укреплению папских притязаний на главенство в церкви способствовало образование в VIII веке Западной империи, возникшей в противовес Византии. Коронованный в Риме в 763 г. Пипин Короткий, вождь франков, в знак благодарности поднес папе Стефану II (752-759) Равеннский экзархат, принадлежащий грекам, а также другие земли в Италии. С тех пор обладающие духовной властью сделались также светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилия, чтобы быть правителями в области политики, пользуясь поддержкой западных императоров. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно.

Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозваного "наместника Христа", восседавшего на епископской кафедре в Риме. Наступил длительный период вражды между папой и патриархом Константинополя, которая то обострялась, то затихала. Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др., которые опускали не принятые Римом правила и тем, подчеркивая линию раскола. В 867 году римский папа НиколайI и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию.

Этот конфликт через некоторое время удалось уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные церковные проклятия и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная- православной, т.е. верной догматам.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Вопрос о природе соединения с Богом: по сущности или по энергии?
В настоящей главе мы рассмотрим вопрос, непосредственно вытекающий из изложенного нами учения прп. Симеона о соединении с Богом как Светом, - вопрос о природе самого соединения человека с Богом в таинстве обожения. Учение о Божественном Свете как проявлении Божества п ...

Учение преподобного Симеона Нового Богослова об обожении в его характерных аспектах
В настоящей главе нашей работы мы попытаемся дать аналитический обзор некоторых характерных черт учения прп. Симеона об обожении, которые придают этому учению совершенно неповторимый оттенок. В первом параграфе мы рассмотрим учение прп. Симеона об обожении в контекст ...