ИндуизмСтраница 3
Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.
Основным вероучительным источником этого периода является сборник гимнов – Упанишады.
Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических философских систем в древней Индии.
Самые древние и авторитетные упанишады - Брихадараньяка и Чандогья. Они представляют собой тексты-поучения, адресованные ученикам и построенные в диалогической форме. Способ изложения в упанишадах может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют, скорее, интуитивную, чем логическую последовательность, а то, что мы воспринимаем как беспорядочность, скорее, относится к особенностям языка.
Тексты упанишад служили своеобразным "учебным пособием", помогая адептам традиции восходить по пути, ведущему к истинному знанию. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, хотя отдельные фрагменты и целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.
Божества брахманского периода в развитии индуизма
Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица – Тримурти – Брахма, Шива и Вишну, разделивших между собой основные функции верховного божества – созидательную, разрушительную, охранительную. С этого времени индуизм делится на два основных направления – вишнуизм и шиваизм.
В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива. В культе Шивы на первый план вышел созидательный момент – культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы – бычок Нанди. Каменные изваяния – лингемы в храмах и домашних алтарях символизируют животворящие потенции Шивы. На лбу Шивы – третий глаз, глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шива имеет женскую ипостась – Шакти, богиня плодородия. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно самостоятельное значение. На его основе сформировалось целое направление – шактизм.
Во втором направлении индуизма – вишнуизме образ бога Вишну представляет прежде всего как хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных земных ипостасях – аватарах. Основными и особопочитаемыми являются герой индийского эпоса Рамаяна – воитель Рама и герой индийского эпоса Махабхарата – Кришна.
Третий член троицы высших божеств индуизма Брахма рассматривается как первопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошли разные касты:
- из уст – Брахманы – священники, жрецы (самые чистые души, если хорошо себя ведут, то души к ним и вернутся);
- из рук – Кшатрии – воины, одновременно и правители;
- из бедер – Вайшьи – преобладающая страсть – корысть (земледельцы, купцы, ремесленники);
- из ног – Шудры – много страстей, которые борются между собой и ими надо управлять; это слуги, делают то, что им приказано, отверженные.
Это исходные касты Индии.
Таким образом, индуизм как религиозно-культовая система обуславливает социальную структуру индийского общества. Положение каждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех каст, необходимо было не только родиться в ней, но и пройти церемонию посвящения и специального обучения в доме учителя – брахмана. Во время посвящения на мальчика надевали священный шнур, что рассматривалось как второе рождение. Шудрам не дозволялось проводить посвящение. «Дважды рожденные» и особенно брахманы старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Это пищевые ограничения, общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки совместное принятие пищи между членами различных каст, а также смена кастовой профессии.
Другое по теме:
Религия древних славян
Верования древних славян (славянское язычество) – комплекс воззрений, верований и культовдревних славянских племен, мощный религиозно-культурный пласт, по времени существования предшествующий христианскому. Язычество
– христианский теологический термин для общего обоз ...
Практическая часть
Урок 1.
Направление урока: культурно-историческое
Тема урока: "Рождение алфавита"
Возрастная категория учеников: 8-11 лет.
Анализ урока с методическим изложением:
I. Цели урока:
1. Обучающая:
- приобщение детей к истории и культуре нашего народа;
- з ...