Проблемы дисциплинарного религиоведения: поставка, природа и роль их решения в самоопределении личности и общества
Все науки, специализирующиеся на изучении религии, могут быть разделены на две большие группы, которые условно могут быть названы «нормативными» и «дескринтивными». Исследования религии могут быть основаны на вопросах истинности религиозной традиции, приемлемости проповедуемых ею ценностей и т.д. Такой подход можно назвать нормативным.
Именно нормативный подход характерен для философии и теологии в их анализе религиозных традиций. Одни философы пытаются проанализировать и описать природу и сущность религии в контексте своей общефилософской системы, другие стремятся или дать философское обоснование того или иного религиозного учения, или же подвергнуть то или иное учение критике с позиций философии, но и в том и в другом случае беспристрастный научный анализ религии подменяется оценочным подходом к религии и к религиозным догмам. По этой причине очень часто философия занималась и занимается не столько изучением и описанием конкретных религиозных традиций, сколько проблемой истинности их вероучения. Вот почему философия в одни эпохи превращалась в «служанку теологии», а в другие – в придаток воинствующего атеизма.
Что касается теологического подхода к религии, то нужно иметь в виду, что он характеризуется эксклюзивизмом, т.е. представлением о своей религии как о носителе абсолютной, исключительной, «единственно верной» истины. Такое представление автоматически ведет к отрицанию истинности других религиозных систем. Теологи любой конфессии утверждают, что они владеют монополией на истину, и на этом основании отрицают существование этого права у представителей других религий. Даже в тех случаях, когда теологи при изучении религии обращаются к научным методам, получаемые факты они толкуют в духе своей вероучительной позиции.
Исходя из особенностей философского и теологического подходов к исследованию религии, современное религиоведческое сообщество твердо стоит на позициях размежевания религиоведения как с философией религии, так и с теологией. Эта позиция была озвучена на X конгрессе Международной ассоциации истории религии, который проходил в Марбурге в 1960 г., где активно обсуждался вопрос о соотношении религиоведения, философии религии и теологии. В результате дискуссии была принята специальная декларация, в которой говорилось о том, что «наука о религии» есть антропологическая дисциплина, которая изучает религиозные феномены – вероучения и системы ценностей различных религий как части культуры человечества в целом. Дискуссии об истинности или ценности той или иной религии никакого отношения к науке о религии поэтому не имеют, а относятся исключительно к области теологии и философии религии. Что касается последней, то подавляющее большинство религиоведов сочло, что философия религии ничем не может обогатить конкретно–дисциплинарное изучение религии, ибо философское исследование не является объективным, нейтральным в ценностном и мировоззренческом отношении. Столь же категорично была высказана позиция многих религиоведов, несмотря на то что значительная часть из них – люди верующие, о принципиальной несовместимости религиоведения и теологии по причине того, что каждая из них имеет свои специфику и цели.
Другое по теме:
Проблема взаимодействия культуры и религии
Взаимоотношения русского искусства и религии не всегда были такими идиллическими и безоблачными, какими их обрисовал И.С. Шмелев. В истории русской культуры были периоды, когда она стремилось отойти, отделиться от религии и
Православной Церкви (причем так было не т ...
Школы Неплюева Н.Н.
К сожалению, ни сочувствия, ни поощрения молодой преобразователь (Неплюеву тогда было 28 лет) тогда не встречает даже со стороны близких ему людей. Отец открыто не разделяет его взглядов. Но сын все же настаивает на своем, и Неплюев Николай Иванович (отец) наконец дае ...