Становление религиоведения в XIX-XХ вв. как области научного
знанияСтраница 1
Процесс становления религиоведения как самостоятельной науки о религии начался в середине XIX в. и завершился в первых десятилетиях XX в. В первой половине XIX столетия то в одной, то в другой стране появлялись статьи, журналы, книги и даже учебники, в названии которых использовалось выражение «наука о религии»: то на французском языке (science des religions), то на немецком (religion–wissenschaft). В английский язык (science of religion) это понятие ввел известный немецко–британский филолог–компаративист, востоковед, профессор Оксфордского университета Фридрих Макс Мюллер (1823–1900) в своей статье «Семитический монотеизм» (1860). В своих многочисленных работах он убеждал ученых в необходимости создания самостоятельной науки о религии. Мюллер пытался сформулировать основные приемы и методы сравнительного религиоведения, опираясь на сравнительно–исторический метод, взятый из сравнительного языкознания, где он уже успел показать свою эффективность. Важную роль в популяризации идеи науки о религии как самостоятельной научной и учебной дисциплины сыграли работы голландских теологов П.Д. Шантепи де ла Соссей (1848–1920) и К.П. Тиле (1830–1902). Начиная с 1860 г. Корнелис Тиле неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и научных работах необходимость преподавания «науки о религии» в университетах, в том числе и на теологических факультетах. Необходимость введения новой учебной дисциплины в расписание теологических факультетов он объяснял тем, что она будет способствовать преодолению внутренней противоречивости конфессионального преподавания: пренебрежения знанием нехристианских религий, увлечения спекулятивными схоластическими конструкциями. BetAndreas на Android
Возникновение сравнительного религиоведения как самостоятельной науки первоначально породило негативную реакцию клерикальных кругов практически во всех странах. Их представители были едины во мнении: нельзя изучать религию посредством рациональных методов светской науки, ибо в основе религии лежат не познаваемые разумом истины, доступные только иррациональной интуиции, откровению. Тем не менее интерес к сравнительному религиоведению постоянно возрастал, и не только у светских ученых, но и среди теологов. В конце XIX в. во многих крупнейших университетах Европы и Америки читались лекции по сравнительной истории, психологии, социологии и философии религии, одна за другой открывались соответствующие кафедры, в том числе и на теологических факультетах. Так, в 1873 г. была создана кафедра «истории и психологии религии» на теологическом факультете Женевского университета, в 1876 г. в Голландии после реформы теологических факультетов были основаны целых четыре кафедры по истории религий. В 1879 г. аналогичная кафедра была учреждена в Коллеж де Франс, а вскоре и во многих других университетах Франции. Начиная с конца XIX в. религиоведческие кафедры и научные центры стали открываться в различных европейских и американских университетах: в Манчестерском, Лондонском, Гарвардском, Бостонском, Лейденском,
В 1897 г. в Стокгольме прошел первый конгресс религиоведения, еще один конгресс по истории религии был организован в Париже в 1900 г. Во второй половине XIX в. появились журналы по сравнительному изучению религий, различные энциклопедии, среди которых в первую очередь следует назвать «Энциклопедию религии и этики» П. Гастингса. Значительными тиражами стали издаваться монографии крупнейших религиоведов того времени, в том числе хорошо известная нынешнему российскому читателю книга голландского теолога Д.П. Шантепи де ла Соссей «Иллюстрированная история религий в двух томах» (1897). Таким образом, в конце XIX – начале XX столетия произошла институционализация
новой науки – религиоведения – как самостоятельного научного направления.
Другое по теме:
Влияние христианства на религиозное сознание народов Сибири
Процесс христианизации народов Сибири продолжался несколько веков. Деятельность миссионеров не прошла бесследно, изменив сами устои религиозного сознания коренных обитателей севера и юга Сибири. Туземцы восприняли ряд положений православия, которые слились с их традиц ...
Современная проблематика религии
В настоящее время вопрос религии стоит весьма остро. Еще несколько столетий назад религиозное влияние было повсеместным, очень могущественным, существование Бога не ставилось под сомнение, теперь же это можно наблюдать лишь в странах восточного мира и странах, развити ...