Доктринальный плюрализм и практика индульгенций как предпосылка формирования доктрины оправдания верой.
Одним из важнейших аспектов средневекового богословия стало формирование «богословских школ», каждая из которых имела свои взгляды на тот или иной богословский вопрос. Этому способствовало возникновение и широкое распространение университетов и школ в Европе, которые становились основой для интеллектуального разнообразия и появления частных богословских мнений. Двумя самыми известными богословскими школами были томистская (основанная на сочинениях Фомы Аквинского) и скотистская (основанная на идеях Дунса Скота). Всего в 16 веке в западноевропейской церкви подобных школ было девять.
Упорядочить и определить критерии правомерности богословских мнений могли и должны были церковные иерархи, но официальная доктрина церкви так и не стала «вселенской догмой» и никак не отделилась от частной богословской точки зрения.
Такая нестабильность и отсутствие официально признанной церковной доктрины стала одним из факторов, которые оказали наибольшее влияние на формирование лютеровской программы. Лютер считал, что церковь его времени утверждала возможность снискать Божье благоволение за счет личных заслуг человека или его статуса. Такая точка зрения отрицала понятие Божьей благодати как таковое.
Кроме того, все более широкое распространение получала практика индульгенций, которая трансформировалась из вполне правомерной идеи добровольного пожертвования каких – либо средств церкви или просто нуждающемуся ближнему как шага на пути к спасению в источник финансирования крестовых походов.
Лютеровская доктрина оправдания верой освобождала человека от финансовой зависимости в вопросе спасения. Отныне он получал Царство Божие по своей вере, которая оправдывает его перед Богом, а не благодаря уплате определенной суммы церкви.
В позднем средневековье существовал целый спектр идей, на которые реформаторы имели свою точку зрения. Однако отсутствие единой доктрины церкви и официального мнения церковных иерархов не позволило увидеть в этом опасность и вовремя принять меры. А к тому времени, когда попытка отстоять единство учения церкви все же была предпринята, Реформация уже получила такой импульс, что остановить этот процесс было уже невозможно.
Таким образом, почва для возникновения противостояния по богословским вопросам была подготовлена доктринальным плюрализмом церкви того времени.
Другое по теме:
Русь после крещения
Принятие христианства в очень малой степени изменило религиозный быт древнерусского общества. По-прежнему во всей силе сохраняется язычество. Это обусловливалось тем, что язычество и христианство воплощали два разных типа мировоззрения, отнюдь не связанных между собой ...
Пришествие во славе
Как было сказано выше для Неплюева очевидна хилиастическая мысль. Тот, кто обособился от зла на тысячу лет находился в брачной вечери Агнца-Христа. Неплюев считает, что именно этот период Откровение называет первым воскресением и царством с Христом. Далее, комментируя ...