Происхождение религии, ее ранние формыСтраница 2
Так, у скифов существовал обычай братания. Воины надрезали себе руки над чашей с вином, смешивая его с кровью. Затем чаша пускалась по кругу, а ее содержимое выпивалось. Похожие ритуалы существовали в различных уголках мира. Только индейцы вместо вина использовали воду, а датчане для скрепления дружбы или договора окропляли следы друг друга.
В те времена, когда основным занятием людей была охота, появилась вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с животными (реже с растениями) — тотемизм (от индейских слов «тотем» — «его род»). Род носил имя своего тотема; сородичи верили, что находятся с тотемным предком в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его прародителем, помогающим своим потомкам. Последние, со своей стороны, не должны были убивать тотемного зверя, причинять ему вред, употреблять в пищу его мясо и т.п.
Тотемизм мог принимать и другие формы. Например, существовали личные тотемы. Тотемизм в виде различных ритуалов вошел в современные религии. Так, верующие христиане под видом хлеба и вина поедают тело и пьют кровь Бога; Христос отождествляется с ягненком, Святой дух — с голубем.
Фетишизм (от португальского «fetico» — «заколдованная вещь, идол, талисман») — это поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами. У древних германцев роль фетиша выполняла ель, у христиан — крест и мощи. Фетишем могла стать спасшая людей пещера или добычливое копье.
Уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры, но и священнодействий — культовой практики, которая обычно составляла тайну, оберегаемую от непосвященных. С развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных знаний и опытности. Религиозные ритуалы стали совершаться специально подготовленными людьми.
Эволюция первобытных верований привела к тому, что сверхъестественное в сознании людей отделилось от естественного и превратилось в самостоятельную (нематериальную) сущность. Именно иллюзорное удвоение мира, признание наряду с природным и социальным бытием бытия потустороннего составляет сущность религиозного сознания.
Постепенно возникла и вера в духов и души— анимизм. Появились и особые люди — шаманы (от эвенкийского слова, означающего «исступленный»), чья социальная функция состояла в общении с духами.
Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Зачатки их имелись уже в раннепервобытных общинах. У тасманийцев, австралийцев и других племен охотников, рыболовов и собирателей существовали смутные представления о душах умерших людей, о злых и добрых духах, обычно мыслившихся как физически осязаемые существа. Позднейшая трансформация анимизма представлена спиритизмом, т.е. общением с умершими.
В мире существует много религий, много вариантов их классификаций. Если положить в основу классификации социальные условия функционирования религий, то возможно выделение следующих типов религий:
— племенные религии, возникшие в первобытном обществе;
— национальные религии, которые складывались в рамках определенной народности, например, конфуцианство в Китае или синтонизм в Японии;
Другое по теме:
Путь к обожению
по прп. Симеону. Значение личных усилий человека для
достижения обожения. Спасающее значение Божественной благодати
В том, что касается тех средств, с помощью которых человек может усвоить лично для себя плоды искупительного подвига Господа Иисуса Христа, прп. Симеон, как мы увидим, полностью следует традиционному святоотеческому учению о синергии. Под этим понятием в Православии п ...
Зороастризм и маздеизм
Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т. е. с учением великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты - достаточно позднего происхождения (видимо, не ране ...