Обзор космологических доказательств. Аристотель: Недвижимый двигатель (двигатели)

Материалы » Анализ космологического аргумента существования Бога » Обзор космологических доказательств. Аристотель: Недвижимый двигатель (двигатели)

Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона (428-348 до н.э.), развил философскую аргументацию своего учителя о бытии Бога. Доказательство Аристотеля предполагает существование политеистической Вселенной. Аристотель переходит от факта наличия изменений и соответствующих движений к существованию чистых актуальностей или недвижимых двигателей. Эти необходимые существа способны воздействовать на существа, лишь возможные. Они «двигают» потенциальное изменение так, что оно становится актуализированным изменением. В космологии Аристотеля постулируются десятки недвижимых двигателей, но, в конечном счете, есть лишь одни небеса и один Бог. Ибо лишь материальные сущности могут быть численно разграничены[3].

Примечательно в этом доказательстве Аристотеля то, что в нем поднимается вопрос о бесконечной регрессивной цепочке причин. Для Аристотеля был проблемой вопрос, не может ли иметь место множественность первых причин; однако, в отличие от Демиурга и Платона, Первая причина у Аристотеля есть конечная (целевая) причина. Эту целевую причину не следует тем не менее путать с действующей, или производящей, причиной позднейших христианских мыслителей. Ни Мировая Душа, Demiurgos (Формирователь, «Горшечник») Платона, ни Недвижимый двигатель Аристотеля не идентичны абсолютно совершенному Существу христианского теизма. Недвижимый двигатель Аристотеля не был личностным Богом и не имел религиозного значения. Не нуждается этот пантеон богов и в религиозном поклонении. Такая Первая причина не является инфинитной. Для греков рассматриваться в качестве инфинитного может лишь бесформенное и неопределенное.


Другое по теме:

Религия и культура у кыргызов. Духовная культура эпохи разложения первобытного общества
Завершение процесса сапиентации и возникновение общинно родового строя способствовали развитию не только социальной , но и духовной жизни первобытного человечества. Возникновение различных видов этнографического искусства способствовали появлению духовной культуры.[6] ...

Шаманизм
Это особая форма религии, состоящая в выделении в обществе определённых лиц – шаманов, которым приписывалась способность путём искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами. Духи сами избирали шамана. Обычный ри ...