Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)
Страница 3

Материалы » Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского » Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)

Из жизнеописания святого праведника известно, что в начале 1905 года, тяжело заболев, он обратился к своему помощнику и сослужителю в Андреевском соборе отцу Александру Попову с письмом следующего содержания: "Ваше Высокопреподобие! Пришло мне на мысль принять святое таинство Елеосвящения по чину святой Церкви, которое и прошу соборную братию совершить завтра (3 января), после поздней литургии, взяв с собой из храма Дары в потире. При этом моя покорная просьба всей братии совершить Святое Таинство, громко выговаривая все, чтобы я мог слышать, чувствовать и молиться вместе с Вами"[102]. По свидетельству церковной печати, через несколько дней после соборования здоровье отца Иоанна улучшилось, он уже выезжал из квартиры на прогулку.

А в своем дневнике он оставил замечательные слова, характеризующие благодатную силу этого таинства: "Таинство Елеосвящения - духовный мед, живоносное питие. Какое блаженство!. Экстракт всего Евангелия"[103].

В современном отцу Иоанну обществе сложились своеобразные - крайне печальные - понятия об исповеди, на которую многие смотрели как на простой обряд. (Рецидивы такого отношения к Покаянию встречаются и сегодня).

Отец Иоанн, видя такое постыдное отношение к таинству, сознавая всю его высоту, и укорял, и убеждал паству: "Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием и, если бы у них не спросили ничего, то они ничего бы не сказали или сказали только вообще, что-де грешен отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины, - нет, то и горе что без сознания грехов своих, а так, - чтобы скорее кончить дело. Возлюбленные! Не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод к гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов: если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, - и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное"[104].

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Направление в раннем Исламе
Уже в первое столетие существования ислама в нем возник ряд сектантских направлений. В их числе было одно ответвление, которое по числу приверженцев и по влиянию на ход истории соответствующих народов соизмеримо с основной линией ислама - суннитской: имеется в виду ши ...

Радость
«Радость» (греч. «хара») – чувство радости, основанное на любви, благословениях, благодати, обетованиях и близости Бога, что принадлежит тем, кто верят в Христа (Псалом 118:16: «Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего»; 2 Коринфянам 6:10: «нас огорчают, а мы ...