Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по
его духовно-литературному наследию)Страница 3
Из жизнеописания святого праведника известно, что в начале 1905 года, тяжело заболев, он обратился к своему помощнику и сослужителю в Андреевском соборе отцу Александру Попову с письмом следующего содержания: "Ваше Высокопреподобие! Пришло мне на мысль принять святое таинство Елеосвящения по чину святой Церкви, которое и прошу соборную братию совершить завтра (3 января), после поздней литургии, взяв с собой из храма Дары в потире. При этом моя покорная просьба всей братии совершить Святое Таинство, громко выговаривая все, чтобы я мог слышать, чувствовать и молиться вместе с Вами"[102]. По свидетельству церковной печати, через несколько дней после соборования здоровье отца Иоанна улучшилось, он уже выезжал из квартиры на прогулку.
А в своем дневнике он оставил замечательные слова, характеризующие благодатную силу этого таинства: "Таинство Елеосвящения - духовный мед, живоносное питие. Какое блаженство!. Экстракт всего Евангелия"[103].
В современном отцу Иоанну обществе сложились своеобразные - крайне печальные - понятия об исповеди, на которую многие смотрели как на простой обряд. (Рецидивы такого отношения к Покаянию встречаются и сегодня).
Отец Иоанн, видя такое постыдное отношение к таинству, сознавая всю его высоту, и укорял, и убеждал паству: "Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием и, если бы у них не спросили ничего, то они ничего бы не сказали или сказали только вообще, что-де грешен отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины, - нет, то и горе что без сознания грехов своих, а так, - чтобы скорее кончить дело. Возлюбленные! Не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод к гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов: если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, - и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное"[104].
Другое по теме:
Каковы особенности его организационной структуры.
Католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы – Римского Папы – Ватикан, крохотное, но чрезвычайно влиятельное город-государство на территории Рима (44 га), конгломерат современност ...
Демонологические представления. Демоны в Кыргызском
веровании
В демонологических представлениях кыргызов в прошлом значительное место занимали демоны – албарсты, жез тырмак (медные когти), Мите. Кыргызы верили в их реальное существование и способность приносить вред человеку. Образы Жез тырмак и Мите были широко были широко расп ...