Жизнь и деятельность Заратуштры
Страница 1

При исследовании фактов о жизни Заратуштры большинство исследователей опирается на данные зороастрийской традиции, а не на древнегреческие источники, сохранившиеся до наших дней. Почему они так поступают? Ответ на этот вопрос даёт Р.Фрай при рассмотрении времени жизни Заратуштры: «Греческие авторы мало радуют своими сообщениями о Зороастре.… Из античных источников можно лишь заключить, что Зороастр жил в глубокой древности, сколько-нибудь точные даты вывести по ним невозможно. Совершенно ясно, что классические авторы не располагали надёжной информацией о жизни Зороастра, однако мы должны попытаться объяснить, почему у них не было такой информации. Некоторые источники, отодвигающие Зороастра на несколько тысяч лет, отражают иранское мифическое летосчисление, основанное не определённой эсхатологической доктрине – представлении о мировой эре. Являются ли эти или другие, явно фантастические, даты жизни Зороастра у греческих авторов результатом того, что персы сознательно вводили их в заблуждение, или же Зороастр был так отдалён временем и пространством от западного мира, что о нём знали только легенды? Если персы сообщали грекам заведомо ложные данные, то как могло случиться, что к античным авторам не просочилось никаких сведений, которые бы соответствовали действительному положению дел, и зачем было персам обманывать греков? При ответе на первый вопрос нужно учитывать, что персы вряд ли могли скрыть от греков правильную информацию, и если они и пытались так поступать, то это едва ли следует объяснять одним лишь упрямством или желанием освятить имя Зороастра седой древностью. Какой же вывод надлежит тогда сделать из греческих источников? Можно, видимо, полагать, что греки действительно получили информацию от персов, которые сами не знали точных дат Зороастра… Необходимо поэтому обратиться к иранским источникам – зороастрийской традиции». [1, с.51 - 52]

В продолжение темы времени жизни Зороастра хотелось бы отметить, что они определены весьма расплывчато. Согласно традиционной пехлевийской хронологии, которой следуют такие мусульманские авторы, как ал-Бируни, точная дата Зороастра – 258 лет до Александра Великого. Дело в том, что зороастрийцы вели счёт лет, отправляясь от какого-либо важного события в жизни пророка. В данном случае имеется в виду переход царской власти от Дария III к Александру Великому, который произошёл спустя 258 лет с начала эры Зороастра. Сначала у зороастрийцев существовала твёрдая «эра» - отсчёт годов от времени пророка, однако Александр настолько поразил их, что даже время жизни пророка они стали определять, используя формулу «за столько-то лет до Александра». Переход власти произошёл в 330 г. до н.э. Следовательно, мы получаем 588 г. до н.э. (258 + 330) в качестве даты начала эры Зороастра. Проведя ряд исследований, Р.Фрай называет дату 628 – 551 гг. до н.э. По другим подсчётам, Заратуштра жил с 660 по 583 г. до н.э.

Р.Фрай аргументирует свою версию тем, что время жизни Будды вычислено таким же способом – были использованы сведения о событиях из жизни пророка, происходивших за столько-то лет до царствования Ашоки.

Дж.Хиннелс на основании результатов современных лингвистических исследований называет дату 1200 г. до н.э., т.е. время, когда Персия выходила из каменного века. Он полагает, что «… это делает его первым из великих пророков всемирных религий». [5, с.81]

Мэри Бойс в своих работах отчетливо доказывает, что никак нельзя датировать его рождение именно этим годом, а полагается всегда на разную дату в своих изданиях работ. В последнем издании дата рождения Заратустры колеблется между XV и XII веками до н.э.

Греческие авторы, о которых мы уже говорили выше, называют явно фантастическую дату – 6 тыс. лет до смерти Платона, что, скорее всего, является недоразумением, связанным с зороастрийской космической хронологией, о которой мы уже упоминали.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Анализ взаимоотношений друзов с представителями других конфессий на Ближнем Востоке
Актуальность анализа взаимоотношений друзов с представителями других конфессий обусловлена высокой степенью вовлеченности друзской общины в сложную систему общественно-политических отношений на Ближнем Востоке. Возрастающий интерес к друзам обусловлен появлением на ме ...

Религия как символическая система. Ее дифференциация и основные типы в истории (Р.Белла)
Кратко: Белла, опираясь на идеи Парсонса предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный этап. Определив религию как совокупность ...