Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?
Как уже упоминалось во Введении, историчность личности Зороастра до сих пор является предметом многочисленных споров среди учёных. В самом деле, до нас дошли такие немногочисленные и противоречивые сведения о пророке, что доказать их достоверность, а, следовательно, и реальность Зороастра нелегко.
Однако в настоящее время большинство исследователей склонно считать, что Зороастр не являлся вымышленным или мифологическим лицом.
По этому поводу С.Н.Соколов пишет: «Историчность личности Заратуштры иногда подвергается сомнению, которое возникает не столько из исследования конкретного исторического материала, сколько из априорной тенденции к гиперкритике. Зороастрийская традиция украсила биографию Заратуштры «чудесами», находящими себе параллели в сказаниях и мифах других народов. Мифический образ Заратуштры – результат работы воображения последующих поколений эпохи расцвета зороастрийской церкви, в основе же его лежит, вероятнее всего, реальная личность». [2, с.8 - 9]
Похожую мысль высказывает также и Р.Фрай: «Почти несомненно, что Заратуштра не является плодом фантазии, а что он действительно существовал. Доводы о том, что его выдумали для того, чтобы было кого противопоставить пророкам других религий, или что Авеста является позднейшей подделкой, совершенно неосновательны, и нам достаточно придерживаться исторических фактов, чтобы отвергнуть эти доводы. Имя, которое носил пророк, также внушает доверие – такое имя вполне могло существовать в древности в одной из областей Ирана. [Подробнее об имени пророка мы поговорим чуть позже]. Однако это не помогает нам восстановить историю жизни Зороастра, особенно время и место его деятельности. Мы должны обратиться прежде всего к Гатам – предположительно речам самого пророка – и к более поздним источникам, привлечь также соображения общего характера и таким образом попытаться найти для Зороастра место в истории и на карте». [1, с.50]. Этого мнения придерживаются также и многие другие исследователи.
Как видим, среди современных исследователей намечается тенденция относить Заратустру скорее к историческим деятелям, чем к мифологическим персонажам, опираясь в первую очередь на сообщения древнегреческих авторов и современные лингвистических исследований иранских языков и диалектов той эпохи.
Другое по теме:
Ценностная ориентация жителей сел
В иерархии сельских жителей выше, чем у представителей всех урбанистических страт, устойчиво находятся ценности «согласие», «союз» и «равенство», причем «согласие» и «союз» имеют в этой страте и наибольший процент поданных за них голосов. А ценности «профессионализм», ...
Эпоха Второго Храма
Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.).
Период истории иудаизма со II в. до н. э. по VI ...