ПантеонСтраница 1
С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назывались дайва (древнеинд. дэва), а другой – асура (авест. ахура, древнеинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]
Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является характерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической религией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части – добро и зло.
Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевийском варианте и Ормузд – в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовержец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.
Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, такие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершенство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследователей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет следующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в человеческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешительность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разозлились». [5,с. 80]
Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) сотворил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) — покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити — покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши — богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стремились к победе сил добра над силами зла.
Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пустыни . Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство – дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнеперсидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зороастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умерший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их погребальном обряде.
Другое по теме:
Что есть Иудаизм?
ИУДАИЗМ, религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки ...
Введение.
Христианство -
(от греч. Christos - «помазанник»)
одна из так называемых мировых
религий, наряду с буддизмом и исламом.
О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы ...