Отношение конфуцианства к культу предков

Материалы » Религии Китая » Отношение конфуцианства к культу предков

Итак, главным объектом конфуцианского культа были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал совершения обрядов и жертв в честь предков не ради самих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снискать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установлены них времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуций. Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное. Интересно, что на вопрос о том, что такое знание, Конфуций ответил: «Употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении — вот что называется знанием». На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: «Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется необходимости в непременном решении вопроса, а придет время — сам все узнаешь».

Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов (ли). «Если не соблюдать издревле установленных обрядов,— говорил Конфуций,— или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения Уничтожьте брачные обряды — не будет супругов (в истинном значении этого слова), и разовьется разврат со всеми его преступлениями . уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений — дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь — исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия».

«Управлять государством без соблюдения ли,— говорится в «Ли-цзи»,— это все равно что слепому быть без проводника; все равно что искать чего-либо без свечи в темной комнате. «Ли составляют необходимое условие народного существования. Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нечем разграничить государя от чиновников, высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту) .» и т. д.


Другое по теме:

Вывод
1. Корни идолопоклонства, оккультизма и колдовства всегда находятся в безбожном языческом мире. 2. Причина этого - отношение человека к Богу. Вопрос первой и второй заповеди. 3. В наше время оккультные явления можно правильно понять только с позиции Священного Писан ...

Хозяйственная история братства
Хозяйственную историю Крестовоздвиженского братства можно условно разделить на три периода: 1) с 1890 года до 1901 когда Н.Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения; 2) с 1901 по 1918 год – дореволюционный период; и наконец 3) с 1918 по 1929 год – советс ...