Анализ религии как социального общества. Социология религии в России: проблемы и перспективы
Страница 1

Материалы » Религия как социальный институт » Анализ религии как социального общества. Социология религии в России: проблемы и перспективы

Как свидетельствует история человечества, переломные, кризисные периоды его развития характеризуется широким распространением эсхатологического мироощущения, мистических настроений, ростом интереса к религиозной проблематике. А также активным поиском и разработкой новых принципов организации личной и социальной жизни, основанных на вере (в Бога, рациональность, коммунизм, националсоциализм и т.п.)

В России в конце второго и начале третьего тысячелетия этот процесс очевиден: практически все исследования фиксируют резкий рост религиозности в постсоветское время; сегодня верующими себя считают около 60% взрослых россиян. По данным ВЦИОМ, эта цифра почти вдвое больше, чем в 1989 г. Доля людей неверующих и равнодушных к вере колеблется в зависимости от региона и типа выборки, в среднем составляя около 20%. Последняя цифра крайне мала для страны, в которой атеизм семь десятилетий был активно и принудительным образом насаждаемой религией [1, c. 415].

Россия возрождается как многоконфессиональная страна, но прежде всего как христианская цивилизация, особая роль в развитии которой принадлежит Русской Православной Церкви (РПЦ), оказавшей огромное влияние на становление российской государственности, культуры и специфически российского, во многом альтернативного западному, образу жизни.

В рамках социологии религии можно выделить две классические альтернативные концепции. Первая из них – марксистская, трактующая религию как социальный феномен, воздействующий на людей подобно любому другому социальному институту. Причем это воздействие не прямое, а опосредованное общественными отношениями, которые религия не создает, а лишь интерпретирует, оправдывая или осуждая. Главная функция религии – компенсаторная. Она есть «вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира…, дух бездушных порядков…, опиум для народа» [2,с. 415-416].

Становление социологии религии в СССР пришлось на 60-е годы прошлого века и связано прежде всего с деятельностью научных коллективов Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и кафедры истории и теории атеизма МГУ им. Ломоносова, разработавших модели первых эмпирических исследований религиозного сознания и поведения и реализовавших их в различных регионах и трудовых коллективах. Методология и методика этих исследований обстоятельно изложена в фундаментальной работе И.Н.Яблокова «Методологические проблемы социологии религии» в 1972 г. В этой монографии предпринята попытка выявления специфики религиоведения и социологии религии; дано определение предмета последней как системы знаний, оперирующей синдромом эмпирически верифицируемых понятий: «состояние религиозности», «распространение религиозности», «критерии религиозности», «типы людей по их отношению к религии и атеизму», «типы верующих», религиозная группа», «религиозная община», «секта», «церковь» [3, с. 11]. Разумеется, с необходимой тогда ссылкой на исторический материализм как общую социологическую теорию.

Социологи ИСПИ РАН разработали и апробировали в Ярославской области индекс вовлеченности человека в церковную жизнь, используя пять групп показателей: частота посещения храма, причащения, чтение Евангелия, характер молитв, соблюдение постов [4, с. 185-186]. Полученное в результате деления массива по уровню воцерковленности («воцерковленные» - 9%; «полувоцерковленные» - 21,5%, «начинающие» - 18%, «невоцерковленные» - 34%, 0-группа – 13%) было проанализировано в контексте суеверного поведения и оккультной практики. Результат получился противоположный ожидаемому: именно «воцерковленные» особо привержены вере в приметы, они чаще обращаются к экстрасенсам, больше других групп практикуют гадание и занимаются колдовством [5, с. 25,93]. Как образно выразился в этой связи архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), выступая на III Всецерковном съезде епархиальных миссионеров:» много крещеных, но мало просвещенных».

Автор настоящей статьи также разработал и апробировал в опросе населения городов Воронеж, Краснодар, Нижний Новгород и Ставрополь осенью 1998 г. Свой индекс воцерковленности. Судя по полученным данным, основная масса верующих (58%) пассивна в своей религиозной жизни. Они не ходят на богослужения, не приступают к Таинствам, не читают религиозную литературу и не интересуются богословскими вопросами. Их отношения с Богом целиком укладываются в формулу: «Просто верую и молюсь» [6, с. 110-112].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Мифология
У австралийцев существует довольно богатая, хотя и весьма примитивная, мифология. О священных тотемических мифах уже говорилось. Помимо их имеется еще очень много мифов разнообразного содержания, по большей части о животных и о небесных светилах. Эти мифы совсем не сч ...

«Нью эйдж» как социокультурный феномен
Существует два понимания понятия New Age: 1) New Age (в узком смысле) – это широко распространенное оккультное неоязыческое движение, основанное на определенной свободно сформулированной идеологической базе. Сформировалось во втор.пол. 60-х гг. XX в. в Калифорнии. 2 ...