Религия и здоровьеСтраница 2
В Новозаветное время Иисус Христос выступает фактически как глава медицинской школы. В Евангелие от Луки сказано: «Созвав же двенадцать (апостолов), дал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных». Исцеление больных рассматривалось в раннехристианскую эпоху как первейший долг Церкви. Апостол Павел пишет: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений».
Библия повествует об отказе иудеев употреблять в пищу свинину. В наши дни известно, что этот обычай появился у иудеев и мусульман из опасения заражения трихинеллёзом, личинки которого находятся в свином мясе. В Библии сказано о необходимости обряда обрезания. Жрецы толковали этот обряд как доказательство принадлежности к истинной религии Бога Яхве, признак избранности еврейского народа. Гигиенический смысл обряда обрезания крайней плоти, который евреи заимствовали у египтян, состоит в профилактике воспалительных заболеваний мужских половых органов.
Санитарно-гигиенический свод правил, которые разработал Моисей, был закреплён в книгах Ветхого Завета. Методы и средства лечения несут явный след египетской медицины. Они сохраняют связь с магией, да и врачеванием у евреев так же, как у египтян, занимаются жрецы.
Отголоски прежних верований ещё звучали в представлениях о злых духах, вселяющихся в человека, но основным распорядителем здоровья, жизни и смерти евреев предстает Господь Бог. Болезнь могла возникнуть с Божьего попущения или соизволения через посредство нечистой силы: «И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его и по самое темя его». Поскольку болезни посылались как кара за грехи, то и исцелить от них мог только Господь: «Я, Иегова, твой врач!». А соответственно и терапия вначале сводилась исключительно к мольбам об исцелении, которые могли быть услышаны и признаны достойными внимания, о чём свидетельствовало выздоровление больного, или, напротив, могли оказаться недостаточными, и человек превращался в тяжелого хроника или умирал. Исцеление всегда воспринималось как свидетельство прощения грешника: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать».
Проблемы, связанные с пьянством и алкоголизмом, совсем не новы на нашей земле. Они заботили ещё израильтян. Отражено это и в Библии. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного». Пьяный человек забывает о приличиях – его глаза «будут смотреть на чужих жён, и сердце его заговорит развратное». Дочери Лота напоили своего отца и вступили с ним в интимные отношения, чтобы забеременеть – надо полагать, что трезвый он не пошёл бы на эту противоестественную связь.
В период религиозно-нравственного упадка всё шире стала проявляться склонность к пьянству, соответственно усилилось и осуждение этого порока, влекущего за собой болезни, нищету, нарушение норм морали, правил общежития и законов. «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом, потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище», – наставляет отец своего сына. «Работник, склонный к пьянству, не обогатится, и ни во что ставящий малое, мало-помалу придёт в упадок. Вино и женщины развратят разумных». Неоднократно говорится в Библии о недопустимости решать в нетрезвом виде серьёзные дела, отправлять государственные обязанности: «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания . чтобы не умереть». Мать царя Лемуила предостерегает его от соблазна: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру (крепкий напиток), иначе они, напившись, забудут устав и извратят закон в отношении страдальцев». «Горе тем, которые с утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином, – угрожает пророк Исайя. – Горе тем, которые храбры, пить вино . За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесётся, как прах».
Другое по теме:
Тотемизм
Под этим термином принято понимать деление племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, кaждая из которых верит в своё таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов – тотемом группы, чаще всего видом животных или растений. ...
Этногенез и этническая история
Впервые предки коми (древнепермская этнолингвистическая общность) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходит распространение древних пермян на север, в Прикамье.
В I тыс. до. н. э. (железный век) на тер ...