Религии разных эпох. Политеизм
Страница 2

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религии разных эпох. Политеизм

Другая пара олицетворяла пустыню, вечно враждующую с Египтом. Ежегодно во время засухи пустыня побеждает, и Нил, входя в узкие берега, скрывается среди океана песков. Страждет бог, страждет и человечество, пока на следующий год новое проявление божественной силы не возбудит людей к новой жизни. Это новое проявление получило специальное имя Гора, воцарившегося после победы над Сетом, умертвившим его отца Осириса. Осирис сошёл в подземное царство, чтобы сделаться там судьей. Многие номы (провинции) избрали своим покровителем его или его сестру-жену, и каждый хвалился тем, что обладает его гробницей. Ввиду этого возник миф о рассечении тела Осириса на части, разбросанные по всему Египту, о поисках Изиды, о плаче её, о погребении каждой отдельной части на месте её нахождения в том или другом номе, о рождении чудесным образом Гора и т.п.

Во время Нового царства фиванские фараоны распространили культ Амона, которого считали своим покровителем. Впоследствии Амон был даже сопоставлен с Тумом-Ра. Почитание сокровенного бога, представляемого в виде живительного солнца, но не совпадающего с солнцем вещественным, было большим прогрессом религии, тем более что параллельно с ним замечается стремление к упрощению пантеона и слиянию других божеств с верховным в виде его проявлений. Немало также способствовал упрощению пантеона принцип триад, по которому бог с супругой и сыном признавался как бы одним целым: сын считается проявлением отца, с которым отожествлялись отцы других триад, равно как с матерью и сыном – матери и сыновья. Тождество отца с сыном, выразившееся в формуле, называвшей того или другого бога «супругом матери», было выражением божественной вечности и бесконечности. Но и господству Амона наступил конец с упадком Фив. XXII династия Бубастидов была ревностной поклонницей своей родной богини Бает, местной формы Гатор, Птах и Сохмет – богинь любви и брачного плодородия.

Саисская династия распространила по всему Египту культ своей покровительницы Нейт. Наконец, Птолемеи придумали своеобразную унию египетской и греческой религии, дав Осирису греческий облик под именем Сераписа, и стараясь (что делалось и раньше) сопоставлять свои божества с египетскими (например, Амона с Зевсом, Тота с Гермесом, Осириса с Дионисом, Гатору с Афродитой, Гора с Аполлоном, Нейт с Афиной и т.д.). Таким образом, о дальнейшем стремлении к очищению религии не могло быть и речи. Напротив, она все менее и менее удовлетворяла народ. Во-первых, она была лишена всякого изящества и возвышенности. Египтяне не только не были чужды семитическому фетишизму, поклоняясь в Бузирисе столбу «дед», но развили у себя другой род фетишизма – культ животных-символов и воплощений божеств. Например, бык – символ мужской силы под именем Аписа, считался воплощением Пта-Секар-Осириса. Баран по той же причине был посвящён Амону и Хнуму, ибис, предвещавший своим прилётом наводнение, – богу меры и числа Тоту, крокодил – богу зноя Себаку, шакал и гиена, блуждающие по кладбищам, – подземному богу Анубису и т.д.

Женским божествам посвящались коровы (Изиде, Гатор) или животные кошачьей породы (Баст, Птах и др.) как символы плодородия. Эти животные содержались при храмах, им посвящался определённый культ, после смерти их торжественно погребали. Простой народ считал именно их божествами. Древнеегипетская религия была относительно равнодушна к нравственности народа. В её мифах боги были бесстрастны, а культы лишены всякого нравственного и назидательного элемента.

Ежедневное богослужение состояло в одевании и кормлении статуи бога с произнесением определённых магических формул, а праздничное – в процессиях со статуей бога, заключённой в ковчег, которую несли на плечах жрецы или возили на священной барке по Нилу или храмовому озеру, а также в определённых мистических действиях, воспроизводивших тот или другой миф. Жрецы были фактически государственными чиновниками. Настоятели храмов, ограниченные «советами», были настоящими чиновниками; титулы их часто не имели ничего общего с религией.

Распространение ислама среди арабских племён оказало влияние и на египтян, среди которых к этому времени было довольно много христиан. После завоевания Египта (641), арабы предоставили Египту церковную независимость. Тем не менее ислам в скором времени почти вытеснил христианство [5, c. 334].

Индуизм. Истоки индуизма восходят к наивно-мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. Индуизмом же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в I тысячелетии н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и индуизм представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления. В религиозной философии выдвинута идея триединства: имеющий абстрактный характер Брахман и два главных бога индуизма – Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй – её охранителем, третий – её разрушителем.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Бореальные соответствия
Предположение о семантической разнице форм *dieuo и *deiuo находит подтверждение при рассмотрении праформ «бореального» праязыка (т.е. языковой общности Евразии эпохи конца палеолита, из которой впоследствии выделились праиндоевропейская, прауральская и праалтайская я ...

Понятие и характерны черты мусульманского права.
Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм. Данное понятие используется ...