Религия и проблемы социальной экологии. История религий
Страница 1

Материалы » Роль религии в истории человечества » Религия и проблемы социальной экологии. История религий

Любая религия создана человеком, направлена на него и призвана обеспечить его благополучие и защитить от внутренних сомнений и стрессовых реакций, а также предупредить об опасности внешних воздействий. Разные религии в различные эпохи решают перечисленные проблемы по-своему, используют характерный только для них арсенал средств и методов. Истинно верующий человек черпает из религии духовное благо, она вселяет в него надежду, утешение, уверенность. Очень важно и то, что религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Религия основана на вере в существование высших, сверхъестественных сил, в их влиянии на жизнь людей, в существование человека после смерти. Религия является специфическим отражением людьми проявлений природных и общественных сил. Следовательно, религия – это известная деятельность воли, направленная к этим силам. Наряду с теоретической деятельностью ума и эмоциональными реакциями людей существует и определённая практическая деятельность, выражающаяся в осуществлении культа, без которого религия остаётся односторонне-субъективной.

Во всех религиях (кроме буддизма) существует представление о боге или о богах как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о боге или о богах отличаются в различных цивилизациях.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) подчёркивал, что любая религия непременно должна содержать три идеи: во-первых, мысль о сотворении мира и, следовательно, о Боге-Творце, во-вторых, представление о свободе воли и, в-третьих, учение о бессмертии души. Он писал, что, руководствуясь мышлением, мы должны признать существо Божие только идеалом, в котором мы соединяем все совершенства и которому приписываем действительное бытие только потому, что нуждаемся в абсолютном начале при исследовании явлений мира [4, с. 187].

История религий является составной частью истории общества. Во всех социально-экономических формациях прошлого существовали социальные факторы, которые влияли на развитие религиозного сознания людей. Среди этих факторов были: низкий уровень производства, сопровождавшийся в той или иной степени бессилием человека перед природой, эксплуатация человека человеком, социальное расслоение общества и пр. Эти факторы не только порождали религию, но и формировали её облик, придавая ей конкретный, вполне определённый вид. До тех пор, пока существуют в обществе социальные корни религии, она не исчезнет. Однако вместе с изменениями, совершающимися в социальной обстановке, изменяется и религия, новые корни питают новые религиозные представления. Общественные перемены приводят в движение религиозное сознание, вызывают его перестройку, одна форма религии заменяется другой, находящейся в большем соответствии с вновь сложившимися социальными условиями.

Специалисты считают, что религия возникла в эпоху верхнего палеолита на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. Наличие религиозных верований подтверждается также верхнепалеолитическими погребениями, которые отличаются от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это свидетельствует о зарождении представлений о посмертном существовании – о «мире мертвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. При этом общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего нет в реальности. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. В первобытных религиозных верованиях запечатлено сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Эпический или классический период (IV век до новой эры - VI век новой эры).
Примерно в этот период индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в тесный контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. открове ...

Основатель буддизма – Гуатама Будда
Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, кото ...