Исторические предпосылки возникновения христианства

Материалы » Роль христианства в становлении мировой культуры » Исторические предпосылки возникновения христианства

Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально-этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство - это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве - это сам Бог. Бог - это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству. Христианство выразило протест (в религиозной форме) рабов, угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Важнейшими отличиями нарождавшегося христианства от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности.

Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Уже во времена Нерона[1] христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Христианство вначале не имело письменных источников и полстолетия существовало в устной традиции; первыми христианскими документами стали — Послания Павла, Откровения Иоанна, в конце I века появились Евангелия (от Марка, Луки, Матфея, Иоанна). Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета. Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат[2], соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов. По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное- христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния, в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения христианства:

· в Римской империи происходил процесс имущественного и социального расслоения населения;

· иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян; «Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и тексты священных книг, известные в христианстве как Ветхий (старый) завет Библии».

· происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали антиримские настроения;

· наблюдались социальные, этнические и религиозные противоречия;

· в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались римлянами;

· существовало большое количество сект и религиозных групп, которые верили в скорый приход спасителя-мессии, который освободит народы от Римской власти;

· особое противоречие существовало между саддукеями и фарисеями, зелотами и сикариями;

· существовала религиозная секта ессеев (II век до н.э. — I век н.э.), которая и стала источником христианства. Эта группа создала организацию «Новый завет», которая боролась со жречеством Иерусалима. В 1947 году в местности Вади-Кумран, неподалеку от Иерусалима, в пещере были найдены древние рукописи, принадлежавшие секте ессеев. Изучение этих рукописей позволило ученым предположить, что религиозные взгляды ессеев могли стать источником возникшего позже христианства, так как идеи ессеев были очень близки раннему христианству. Заключение: Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стала выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. На смену патриархальным верованиям и примитивным языческим обрядам пришла гораздо более утонченная форма религиозного сознания, делавшая упор не на внешней, обрядовой стороне, а на глубинной, духовной связи человека с богом.


Другое по теме:

Ассирийская эпоха
В эпоху Ассирийской империи (VIII— VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, пись ...

Теоретическая часть. Ранние формы религии. Доязыческие культы. Древнейшие культы
Безусловно, основой для возникновения самых первых мифологических представлений человека были природные инстинкты,заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных культах* запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных си ...