Смоленска епархия 19- в начале 20 века
Страшные времена вновь наступают для смоленской земли в 1812 году, во время Наполеоновского нашествия. Захватчики пренебрежительно относились к религиозным чувствам русского народа. Они разоряли и грабили храмы и монастыри, уничтожали православные святыни. Наиболее тяжелый урон был нанесен церквям и обителям самого Смоленска. Из всех храмов города только три остались не тронутыми. Оккупанты уничтожали либо оскверняли священные предметы, иконы рубили на дрова или сооружали из них шалаши, драгоценные оклады разламывали на части.
С церковной истории нашего края связан важный эпизод войны с Наполеоном. Отступая из Смоленска, русские войска вывезли чудотворный список иконы Одигитрии. Эта икона стала главной святыней русской армии 1812 годов. Ее постоянно возили в обозе за боевыми частями, а на кануне каждого крупного сражения перед ней служился молебен.
Война 1812 года принесла большие бедствия и большие разорения Смоленской епархии. Но к 1820 годам их последствия были в основном преодолены. Началось время рассвета епархии, самый блестящий период её истории, продолжавшийся около 100 лет. В это время растет число православных приходов и монастырей, возводятся храмы, создаются новые духовные учебные заведения. В 19-20 веках на нашей земле возводится ряд новых прекрасных храмов: Покровская церковь в селе Черепов, церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Рай.
В начале 20 века в Смоленской губернии проживало около 1700 тысяч человек (в городах 128 600 человек), из ни к православному исповедании принадлежало 1531403 человека. Смоленской епархии Русской православной церкви было 17 монастырей (10 мужских и 7 женских); 13 соборных церквей, 649 приходских, 33 домовых, 33 приписных, 57 кладбищенских, всего 812. При церквах было 535 библиотек, 24 больницы, 2 больницы при монастырях, 98 богаделен при церквах и 2 при монастырях; школ одноклассных 510, двухклассных 13, грамоты 134, всего 668. В городе Смоленске было 3 православных монастыря, 2 собора, 19 приходских храмов, 4 бесприходных храма, 8 домовых церквей. В Смоленске действовала духовная семинария, духовное училище, женское епархиальное училище, несколько церковно-приходских школ.
Новые, страшные времена наступили для Смоленской епархии, как и для всей Русской церкви после большевистого переворота 1917 советская власть видела в церкви Христовой одного из главных своих врагов и потому с первых дней существования повела с ней беспощадную борьбу.
Уже летом 1818 года в Смоленской губернии начинаю закрывать храмы и преследовать духовенство. Были закрыты духовные семинарии, училища, приходские школы, ликвидированы православные братства, расформированы библиотеки. Экспонаты епархиального музея были частично разворованы. Перестали выходить «Смоленские епархиальные ведомости». Следует так же отметить что священнослужители и члены их семей были решены ряда гражданских прав по советской конституции и законом новой власти.
К середине 1920 прямые гонения на церковь стихают. Однако коммунистические власти продолжают вести борьбу с православием. С этого времени на Смоленщине начинается идеологическая борьбы против Православной Церкви.
Новый удар по церкви был нанесен в 1929-1931 гг. По смоленской земле как и по всей России прокатилась волна закрытия храмов и преследовании священнослужителей. Были закрыты многие церкви монастыри. Их внутреннее убранство чаще всего беспощадно уничтожалось. Снятие колоколов прошли по все Смоленщине. Не мало замечательных храмов было снесено или разобрано.
На кануне ВОВ в Смоленской области почти не осталось действующих церквей. В ходе сражений православные храмы не редко оказывались под огнем как той, так и другой стороны. Солдаты и командиры не решались понимать руку на церкви Божии и спасали их от неминуемого разрушения.
О восстановлении церкви в период ВОВ ярко свидетельствует следующий факт. В предвоенном Смоленске с населением более 150000 был только один действующий храм. В 1942 году в нашем городе при населении менее 30000, было уже 5 действующих храмов.
В сентябре 1943 года Смоленщина была освобождена от немецких захватчиков. С освобождением Смоленской земли начинается новый этап в истории местной епархии. В 1945 году в Смоленской епархии было 56 действующих храмов. Духовенство состояло из 46 священников и 7 диаконов.
Другое по теме:
Философская мысль о религии в средние века, эпоху возрождения
и новое время (XVI–XVIII вв.): от философско-богословных учений о религии
до формирования научного религиоведения
Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленни ...
Жертвоприношения
Жертвы когда-то Приносили реальные, но для избежания больших затрат в китайской религии довольно рано установился своеобразный символизм: вместо настоящих вещей приносили в жертву изображения этих вещей, вырезанные из бумаги (бумажные деньги, бумажные съестные припасы ...