Реформизм. Эпоха нового времениСтраница 2
В XIX в. под влиянием успехов национально-освободительных движений в Европе ряд представителей ассимилированной в европейскую культуру еврейской интеллигенции стали развивать идеи политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи - это прежде всего народ, который как и все народы имеет право жить в своем государстве, естественно не дожидаясь прихода Мессии. Главным идеологом этого движения был основатель современного сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист, опубликовавший в 1896 г. основополагающую работу «Еврейское государство».
Первоначально против политического сионизма выступили наряду с реформистами подавляющее большинство представителей традиционного иудаизма, полагавших, что дело восстановления еврейской государственности не может быть предметом усилий грешных людей. Но небольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 г. в Вильно объединение «Мизрахи», присоединившееся к Всемирной сионистской организации. В ее воззвании утверждалось, что «Сион и Тора - это две святыни, дополняющие друг друга и нуждающиеся друг в друге».
Катастрофа европейского еврейства во время Второй мировой войны сгладила эти противоречия. Однако характерно, что в Декларации о провозглашении независимости государства Израиль от 14 мая 1948 г. отсутствует прямое упоминание о Боге. Позднее стало известно, что атеисты отказывались подписывать документ с таким упоминанием, а верующие требовали обратного. В ходе сложных переговоров в текст было включено нейтральное выражение “Оплот Израиля”.
Сегодня отношения ортодоксального иудаизма с политическим сионизмом, олицетворяемого, прежде всего государством Израиль, можно охарактеризовать как весьма непростые. Электорат религиозных партий составляет примерно около 20 процентов избирателей в Израиле. Эти партии представляют как сионистов, так и несионистов, причем баланс между ними все время колеблется то в одну, то в другую сторону. Несионистские религиозные группы и движения полагают, что государство Израиль, провозглашающее себя еврейским, законно в религиозном смысле лишь «де-факто», но не «де-юре». Сторонники этих немногочисленных движений не принимают участия в выборах, открыто выражают безразличие к судьбе государства и активно сотрудничают с палестинскими лидерами. Но в целом, большинство иудейских религиозных лидеров во всем мире положительно относится к государству Израиль, отказываясь при этом признавать его реализацией мессианской идеи. С другой стороны, среди значительной части граждан Израиля находит отклик идея рассматривать себя как представителей новой нации, идеологически более не связанной с еврейской исторической традицией и принципами иудаизма.
Другое по теме:
Царство любви. Первая ступень христианской гармонии духа
Когда любовь занимает подобающее ей первое место внутри человека-духа и обуславливает все его мировоззрение, отношение к Богу и ближним, тогда по мнению Неплюева Н.Н. – это царство любви: «Она властвует, и никогда права ее не приносятся сознательно в жертву ни разуму, ...
Причины раскола
Угроза раскола стала реальной уже в середине IX в. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее прояснить истинные причины, которые, по их мнению ...