Теченияия внутри суннизма и шиизма. Течения суннизма
Суннитское богословие, развивавшееся усилиями немалого количества богословов-философов концентрировало своё внимание на проблемах, в основном касавшихся мировоззренческих аспектов ислама: сотворённость/несотворённость Корана, судьбы людей в загробном мире, свобода воли, взаимоотношений человека с Аллахом. Во многом это были сколастические упражнения учёных богословов. Однако суннитский калам, хотя он возник на базе фикха, был многими корнями связан с правоведением. Задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями всегда была в первую очередь обусловлена решением спорных вопросов религиозно-правогого характера. Для решения этих проблем было выработано несколько методов:
v Рай
– индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов ислама;
v Иджма
- согласное мнение богословов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов;
v Кияс
- суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями;
v Истислах
– признание возможности изменения некоторых хадислв Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.
В VIII
- IX
вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей: Абу Ханифа (ок. 699-767
), Малик ибн Анас (708/715
-795
), аш-Шафии (767
-820
) и Ибн Ханбаль (780
-855
)). Ханифизм руководствуется в основном раем и киясом, также не отрицает иджму и истислах (им пользуется меньше всего); маликизм руководствуестя истислахом, но не отрицает рай и иджму; шафиизм руководствуется иджмой и истислахом; ханибализм - раем, иджмой и киясом. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие три школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пкистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Северной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка распространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет, они мирно сосуществуют, хотя и спорят друг с другом по вопросам права, методики и обрядности.
В VIII
- IX
вв. в суннизме возникло мутазилитское
течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX
века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
Другое по теме:
Эпоха Второго Храма
Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.).
Период истории иудаизма со II в. до н. э. по VI ...
Священное Писание.
Для уяснения пути спасения, для Богопознания, для выстраивания всей своей жизни по Богу, Господь дал Свое откровенное учение. Это Священное Писание. В нашей Православной Церкви наивысший авторитет имеет Священное Писание. Святитель Феофан Затворник говорил, что Церков ...