Суннизм.
Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общепризнанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским “правоверием”, то есть считается ортодоксальной. В странах распространения ислама приверженцы суннизма — сунниты, составляют большинство. При решении вопроса о главе мусульманской общины (об имаме-халифе) суннизм опирается формально на “согласие всей общины”.
Последователи суннизма называют себя “ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа” (людьми Сунны и согласия общины), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Cунниты следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании и идея руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх “праведных”(рашидун) халифов — Абу Бакра, Омара I, `Усмана и Али, достоверность канонических сборников хадисов
(преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII
—IX
вв.
), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ (мазхабов
). Верховным главой «общины верующих», обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С X
в.
халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть.
Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения — фикха
. Его основами последователи суннизма признают Коран
, Сунну
(свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия - была зафиксирована в хадисах, кодифицирована в IX
в.), иджму и кияс. На основе Корана и Сунны правоведами-факихами был разработан кодекс мусульманского права — шариат
(конец VIII
— начало IX
вв.
). Кроме того применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям производиться при помощи фетв(заключений высших авторитетных духовных лиц, сделанных на основе Корана, Сунны, шариата и ранее изданных фетв), так как после выделения четырёх мазхабов, двери иджтихада
(самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права, применявшееся мазхабами) были закрыты. Во второй половине VIII
- IX
вв. выработка норм мусульманского права была завершена.
В суннизме имеют большое значение религиозные праздники и обряды, связанные с их проведением. Кроме того, суннизм (особенно ханафитская школа) терпимо относится к местным традициям и обычаям — адату
, урфу
, кануну
, которые регулировали общественные отношения у племён и народностей и были по возможности согласованы с шариатом и приравнены к нему. Всего, по приблизительным подсчётам, суннизма придерживается 83%
всех мусульман.
Другое по теме:
Притча о драгоценной жемчужине (Матфея 13:45-46)
Смысл притчи тот же, что и предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь. ...
Идейные принципы дзен-буддизма
В Китае расцвет дзен-буддизма приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление которых продолжалось и в дальнейш ...