Литература. Поэзия
Страница 1

«Можно смело утверждать, что литература в Скандинавии выросла из древнеисландской литературы. Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известный исландский ученый Йоунас Кристианссон пишет: «На своих быстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались на острова и побережье и пытались создать новые государства на западе – в Шотландии, Ирландии и Англии, на юге – во Франции и на востоке – на Руси. [39]

Но племена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык.

Викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены. Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами». [40]

Напрашивается вопрос – почему скандинавская литература связывается именно с «колонией» викингов – Исландией, а не с самим Скандинавским полуостровом, где скандинавов никто не ассимилировал, и где должен был бы находиться центр их культуры? Дело не в том, что в Исландии скандинавам никто не мешал сохранить свою самобытную культуру, а в том, что уже в христианское время к мифологическому и эпическому наследию в Исландии относились гораздо терпимее, чем на Скандинавском полуострове, где христианство насаждалась огнём и мечом, а памятники дохристианской культуры уничтожались ревнителями новой религии.

История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет.

Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства – эддическую поэзию и поэзию скальдов.

Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма ее относительна проста, а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости. Особенностью эддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвящена одному конкретному эпизоду, и их краткость.

Во всем мире известны сказания о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням «Старшей Эдды». «Старшая Эдда» – это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке – «Королевском кодексе», найденном а Исландии в 1643 году.

До недавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 года многие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданы в Исландию, где в ее столице - Рейкьявике – был создан Институт рукописей Исландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языке исландского народа, его литературе и истории. [41]

С темой исландской поэзии связано имя Снорри Стурлусона. Он собрал сказания «Старшей Эдды» и систематизировал их. Его работа получила название «Младшая Эдда».

Второй вид скандинавской поэзии - поэзия скальдов. «Искусство скальдов пользовалось великим уважением на Севере. Думали, что оно ведет начало от богов: асы называются слагателями песен (Liodasmidir); с ними, вероятно, явился на Север и поэтический образ выражения, Asamal, язык богов. В песнях глубокомысленного содержания сохранялись наследованные от предков понятия и предании о сотворении мира, о происхождении и борьбе сил природы, о первых временах земной жизни и борьбе богов и народа в его долгом странствии по выходе из прежней родины (как уже упоминалось, она находилась на юго-востоке. Например, по мнению В.И. Щербакова, родиной асов была Парфия [42] - прим. автора); в форму благородно простых песен облекались мудрые житейские правила, предлагавшие высшее благоразумие, богатую опытность и внимательное наблюдение свойств людей; в военных песнях прославлялись дела современных богатырей и увековечивались подвиги павших. Древнейший поэтический образ выражения был Fornyrdalag, размеренная, стройная речь, имевшая основанием рифменные буквы или аллитерацию, подчиненную правилам созвучия в начальных буквах некоторых слов. Почти все стихотворения скальдов разделены на строфы (Erendi, Visa), состоящие обыкновенно из восьми стихов или строк (Ord, Visuord); строфы подразделяются на две половины (Visa helmingr), a эти – на две части (Visa Fiordungr), из которых каждая составляет четверть строфы и содержит два стиха. Аллитерация состоит в том, что в двух рядом стоящих стихах встречаются три слова, начинающиеся с одинаковой буквы, Эти буквы называются рифменными и располагаются так, что третья, главная, занимает место в начале второго стиха, а первые две, побочные, помещаются в предыдущем, например:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Изменения в верованиях народов Сибири с XVII в
С XVII в., а особенно с XVIII в., среди народов Сибири начало распространяться христианство (православие), принесенное русскими миссионерами. Но по большей части население крестилось только формально. Повсюду фактически сохранялись старые верования, однако постепенно ...

Кузнечный культ
Предметом суеверного уважения и страха иногда становились не только шаманы, но и другие выделяющиеся в общине люди. У якутов и бурят такое положение занимали кузнецы. Считалось, что кузнец по своей таинственной силе равен шаману или даже превосходит его. «Кузнец и шам ...